Служба в режиме 24/7. Как работают диспетчеры Браславского РОЧС

Новости
Подразделения Браславского РОЧС совершили в 2022 году 650 выездов. В том числе 36 – на тушение пожаров, 20 – на ликвидацию загораний в экосистеме и 14 – мусора. На оказание помощи населению и организациям было осуществлено 114 выездов, остальные приходятся на тактические специальные учения и занятия. При ликвидации пожаров и ЧС подразделения МЧС района спасли 4 человек и 33 строения. Прямые потери от пожаров составили в прошлом году около 300 тыс. руб., при этом спасено материальных ценностей на сумму свыше 500 тыс. руб.
СООБЩЕНИЯ ПОСТУПАЮТ РАЗНЫЕ

Любое сообщение, поступающее на одну из двух сетевых линий с номером 101 (с целью обеспечения постоянного свободного доступа) принимает диспетчер центра оперативного управления РОЧС, несущий службу круглосуточно. Илья Неверкович как один из трех посменных диспетчеров рассказывает, что обращения граждан на данный телефон экстренной службы касаются не только замеченных возгораний. Информируют РОЧС случайные свидетели об аварии, в результате которой пострадавшие заблокированы в транспортном средстве, об оказавшихся в беде на водоеме. Просят браславчане оказать помощь для вскрытия входных дверей в квартиру, ликвидировать в жилище или в хозяйственных постройках стихийные гнезда не совсем безопасных насекомых – диких пчел, ос, шершней. Многие тревожные сообщения имеют сезонный характер, связанный с палом сухой растительности, подтоплением домовладений, пожароопасным засушливым периодом.

При любых обстоятельствах, признаки которых указывают на наличие угрозы жизни и здоровью людей, диспетчер тут же поднимает по тревоге дежурную смену спасателей. В иных случаях, дабы не снижать уровень боеготовности, на помощь гражданам выезжают сотрудники, свободные от несения службы, на резервной технике и оказывают услуги населению уже на платной основе.

К слову, все разговоры по линии 101 записываются. Бывают случайные звонки. К примеру, когда непроизвольно нажалась кнопка мобильника в кармане или дамской сумочке. Довольно часто граждане путают телефоны экстренных служб. Казалось бы, их короткие номера давным-давно общеизвесты, но в стрессовой ситуации происходит всякое, и диспетчер оперативного управления тут же переключает разговор на других специалистов, скажем, скорой помощи. Иногда балуются дети: хи-хи да ха-ха, просто молчат в трубку. В любое время дня и ночи могут побеспокоить некорректным разговором на непонятную тему нетрезвые люди. Анализ аудиозаписей позволяет во всех случаях дать правильную оценку действиям диспетчера и принять меры реагирования на хулиганские поступки.

ПРИ ПОЖАРЕ НЕЛЬЗЯ МЕДЛИТЬ НИ МИНУТЫ

Самые беспокойные сообщения, безусловно, касаются пожаров. В такой ситуации диспетчер, не прекращая разговор с заявителем, поднимает по тревоге дежурную смену. В аварийно-спасательной части № 1 г. Браслава она состоит из начальника, старшего инструктора-спасателя, мастера-спасателя, двух спасателей-пожарных, двух водителей и старшего инструктора по вождению пожарной машины – водителя (управляет автолестницей), в распоряжении которых две автоцистерны и одна автолестница. А на четырех аварийноспасательных постах (Видзы, Друя, Дрисвяты, Плюсы) круглосуточную службу несут старший инструктор-спасатель и водитель.

В зависимости от территориального расположения (откуда ближе) диспетчер осуществляет незамедлительную высылку сил и средств гарнизона. Выезд количества подразделений зависит от категории сложности пожара. Горит, к примеру, баня. Если нет угрозы для возгорания соседних строений, то согласно приказу «Об организации службы» направляются две автоцистерны, горит жилой дом – до четырех. А вот при возникновении пожара в учреждениях образования, на объектах промышленности и с круглосуточным пребыванием людей предусмотрен выезд уже восьми отделений.

Инструктаж личного состава перед учениями

По сигналу диспетчера дежурная смена должна в кратчайший срок надеть боевую одежду (норматив – 18 секунд), снаряжение (каска, пояс с карабином, топор) и выехать на вызов. Уже по пути следования спасатели надевают также находящиеся в кабине автоцистерны аппараты на сжатом воздухе для работы в непригодной для дыхания среде.

В аварийно-спасательной части № 1 г. Браслава автоцистерны оснащены емкостями от 5 до 10 тонн воды, наличие которой проверяется при каждой сдаче-приемке смены. На постах автоцистерны поменьше объемом – от 2,5 до 5 т. Они также оснащены пенообразователем, который, правда, используется достаточно редко – только при тушении легковоспламеняющихся жидкостей. Кроме того, ярко красные пожарные машины укомплектованы специализированным аварийно-спасательным инструментом и оборудованием для ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания первой помощи потерпевшим.

Подготовка ко входу в задымленное помещение.

Пока спецтранспорт находится в пути, диспетчер по мере поступления дополнительной информации в результате контактов со службами взаимодействия (скорая, милиция, газовая служба, электросети) по рации сообщает подразделениям о наличии в доме газобаллонной установки, о ближайшем водоеме и подъездах к нему (при максимальной нагрузке вода из автоцистерны емкостью 2,5 т может быть использована за 4 минуты), есть ли пострадавшие и т. д.

Боевая работа РОЧС.

По ходу ликвидации ЧС диспетчер осуществляет сбор информации для подготовки специального донесения (адрес происшествия, данные заявителя, характеристика объекта ЧС, данные собственника, обстановка на момент прибытия подразделений, предполагаемая причина возгорания и тому подобное). Но и на этом его обязанности не заканчиваются. Далее он с помощью ответственного по гарнизону собирает фото- и видеоматериалы (на спецтехнике установлены видеорегистраторы) и отправляет их в областное управление МЧС для анализа правильности ведения боевых действий. ■

Казимир ПЕТУШКО

Как работает служба 115, можно почитать здесь