Грамотный потребитель – ответственный бизнес. В Беларуси проходит День потребителя

Новости
Под таким девизом в этом году в Беларуси проходит День потребителя. Тема призвана обратить внимание на необходимость формирования между покупателем и продавцом пространства взаимного уважения и доверия.

По словам специалистов, профильные исследования показывают, что недобросовестные действия продавцов, мошеннические схемы и обман с их стороны остаются одной из ключевых проблем, оказывающих негативное влияние на потребительский спрос и подрывающей развитие сферы торговли.

Вместе с тем, чтобы покупатель не чувствовал себя бессильным, а напротив, был бы уверен в своих силах и имел возможность защитить собственные права, в нашей стране принят Закон «О защите прав потребителей».

Согласно статистике, наиболее часто в его рамках белорусы обращаются в соответствующие инстанции по фактам покупок некачественных мобильных телефонов и обуви. Нередко нарушаются договоры купли-продажи, связанные с установкой пластиковых окон, дверей.

К тому же продавцы не устают придумывать различные уловки: организуют распродажи или уценку и вешают на кассе табличку, что купленный по акции товар «возврату и обмену не подлежит». Такие действия являются незаконными. Что касается товара, он должен быть безопасным, и на нём обязательно указание соответствующей информации, а также сведений, где, когда и кем он произведен.

На этом фоне покупатель имеет право на возврат или замену, а также на возмещение ущерба. Причем законодательством четко указано, что все эти нормы распространяются на любой товар, независимо от того, куплен он просто в магазине или на распродаже либо по какой-то причине был уценен. Вернуть или обменять товар надлежащего качества покупатель может в течение 14 дней, даже если покупка просто разонравилась. Основные условия, при которых возврат или обмен можно осуществить без проблем: товар не был в употреблении, сохраняет свои функции и не входит в список тех, что не подлежат обмену. Также нужен документ, подтверждающий его приобретение именно у этого продавца, то есть товарный или кассовый чек. Правда, деньги за покупку порой возвращают не сразу. По закону в течение 10 дней их могут перевести на банковскую карту, выплатить наличными либо отправить почтовым переводом. При том лекарственные средства, изделия медицинского назначения и чулочно-носочные, нательное белье, животные и растения, метражные товары, абонентские устройства сотовой связи не подлежат обмену и возврату в течение 14 дней, даже если не были в употреблении.

Напомним, на территории Браславского района государственная защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченным по защите прав потребителей райисполкома (тел. 69-7-94). Он оказывает потребителям консультативную помощь, обеспечивает размещение соответствующей информации на стендах и официальном сайте исполнительного комитета, рассматривает соответствующие обращения граждан.

В 2022 году, например, было рассмотрено одно такое обращение, касающееся нарушения законодательства о защите прав потребителей в сфере транспортных услуг. По его результатам информация о нарушении законодательства направлена по месту регистрации субъекта хозяйствования для принятия мер.

Кроме рассмотренных письменных обращений, уполномоченным по защите прав потребителей Браславского районного исполнительного комитета потребителям оказана помощь в написании претензий субъектам хозяйствования и исковых заявлений в суд. ■