В Браславском районе в 2023 году из-за нарушения правил использования маломерных судов погибли 3 человека

Происшествия
На дворе уже осень, и сезон отдыха на воде подходит к концу. С понижением температуры вплоть до отрицательных значений повышается опасность для любителей рыбной ловли с использованием плавательных средств. Именно в этот период рыболовам необходимо быть предельно осторожными и наиболее ответственно подходить к соблюдению требований безопасности при эксплуатации маломерных судов. Перемещение по лодке, борта которой при отрицательной температуре воздуха могут покрыться льдом, может стать причиной падения человека за борт или опрокидывания судна. А в холодной воде человек может быстро погибнуть от переохлаждения.

К сожалению, не все судоводители соблюдают требования безопасности, что приводит к печальным последствиям.

Так, по состоянию на 01.10.2023 по Браславскому участку ГИМС зарегистрировано 3 транспортных аварийных случая, в результате которых погибли 3 человека.

Напомним, что 9 июня на озере Плюсы утонул мужчина 1960 г.р. Затем 18 июня в Шарковщинском районе на оз.Княж при похожих обстоятельствах утонул мужчина 1959 г.р., а 5 июля на озере Струсто погиб мужчина 1963 г.р. Во всех трех случаях среди причин трагедий – сильнейшее алкогольное опьянение утонувших и неиспользование ими индивидуальных спасательных средств.

На последнем трагическом случае хочется остановиться более подробно. При разбирательстве было установлено, что компания из трех мужчин (один местный и двое из г. Минска) отдыхали в деревне и в течение нескольких дней активно употребляли алкогольные напитки. Утром 5 июля они решили прогуляться на моторной лодке «Казанка-М». Перед тем, как сесть в лодку, также выпили, Взяли и с собой водки и пива, а вот спасательные жилеты – нет.

Во время плавания на оз. Струсто лодка под управлением нетрезвого судоводителя мешала рыбачить местным рыболовам, передвигаясь чуть ли не по их удочкам. В какой-то момент во время движения один из минчан (со слов судоводителя и пассажира) неожиданно встал, пошатнулся и наклонился на правую сторону, что вызвало крен судна и его переворот вверх дном. Во время попытки забраться в лодку она ушла на глубокое дно. Без спасательных жилетов все трое оказались в плачевном состоянии. Вплавь компания направилась в сторону горы Маяк. Возникшая паника и алкогольное опьянение способствовали неэффективному расходованию их сил. Один мужчина обессилел и утонул. Другой минчанин тащил его за собой до берега. К сожалению, спасти человека не удалось.

После подъема лодки было установлена причина ее затопления – негерметичность блока плавучести, расположенного в носовой части судна. Владельцы судов типа «Казанка», «Казанка-М» знают, что в носовой части и в корме у них имеются заводские блоки плавучести (металлические герметичные емкости – воздушные баки). Эти конструкции призваны обеспечить непотопляемость судна при полном его заполнении водой. К тому же лодка с исправными блоками плавучести может использоваться людьми, находящимися за бортом судна как спасательное средство.

Но в данном случае основной блок плавучести был в неисправном состоянии, в связи с чем в него попала вода, которая увеличила вес лодки, и она потеряла плавучесть.

Правила пользования маломерными судами и требования безопасности при их эксплуатации запрещают управлять плавсредством в состоянии алкогольного опьянения, утомленного, болезненного, выходить в плавание без необходимого комплекта оснащения, в частности, при отсутствии индивидуальных спасательных средств по количеству людей на борту, а также с неисправными блоками плавучести либо при их отсутствии. Об этом неоднократно информировались владельцы маломерных судов на страницах районной газеты и в сети Интернет.

Если бы судоводитель затонувшей «Казанки-М» соблюдал установленные требования безопасности и не вышел бы в плавание без спасательных жилетов и с неисправным блоком плавучести, погибший остался бы жив.

В очередной раз призываю судоводителей соблюдать требования безопасности при эксплуатации маломерных судов, регулярно проверять их техническое состояние, в том числе блоков плавучести. В случае отсутствия таких блоков необходимо принять меры для дооборудования лодки плавучими элементами (емкостями с воздухом, пенопластом, вспененным полиэтиленом и другими плавучими материаломи).

При несоблюдении требований безопасности, в результате которых может быть причинен вред жизни и здоровью лицам, находящимся на судне, либо другим лицам, судоводитель может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 316 Уголовного кодекса Республики Беларусь – вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет (в зависимости от последствий). ■

Николай СИЛЬЧЕНОК, госинспектор Браславского участка ГИМС.