Изменения в законодательстве: электронные обращения — только через единую платформу

Новости
Со 2 января 2023 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 28 июня 2022 г. № 176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь “Об обращениях граждан и юридических лиц”». Предлагаем вашему вниманию суть основных нововведений.
ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЩЕНИЙ

В Беларуси внедрена Государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Система предназначена для подачи в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений, получения ответов на них, а также обработки электронных обращений, электронных копий письменных обращений и иной информации о рассмотрении обращений. Владельцем системы является Министерство связи Республики Беларусь, оператором ‒ республиканское унитарное предприятие «Центр цифрового развития».

Доступ к системе обращений обеспечивается посредством ресурса www.обращения.бел. Предоставление государственным органам и иным государственным организациям, а также заявителям доступа к ней осуществляется бесплатно. Для эксплуатации системы (подача, получение обращений и ответов на них) необходимо наличие либо ключа электронной цифровой подписи, либо ID-карты. С порядком регистрации как организаций, так и заявителей в системе можно ознакомится на сайте www.обращения.бел. в разделе «Помощь».

Для тех, кто не имеет ключа электронной цифровой подписи или ID-карты, предусмотрена возможность подать письменное либо устное обращение.

Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» установлено, что электронные обращения могут быть поданы в государственные органы и иные государственные организации. Обязанности по приему и рассмотрению электронных обращений для частных структур законодательством не установлено. Таким образом, электронное обращение может быть подано в любой государственный орган или иную государственную организацию.

На этом фоне подача электронных обращений в государственные органы и организации с января 2023 года возможна только с помощью государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Обращения в виде электронного файла, поступившие иным способом, рассмотрению не подлежат, ответы на них не направляются.

УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ – В ОСНОВНОМ ПО-СТАРОМУ

Порядок подачи и рассмотрения письменных обращений не изменился. При этом порядок проведения личного приема, в ходе которого поступают устные обращения, получил более детальную регламентацию. Так, урегулирован процесс применения заявителем технических средств: применение аудио- и видеозаписи, фотосъемки возможно только с согласия должностного лица, проводящего личный прием.

Нововведения не коснулись прямых и горячих телефонных линий. Их проведение по актуальным для граждан и юридических лиц вопросам осуществляется руководителями государственных органов, государственных и иных организаций.

Граждане и юридические лица могут обратиться на горячую линию организации по вопросам справочно-консультационного характера, связанным с ее деятельностью, в рабочее время данной организации. Прямые телефонные линии проводятся руководителем и их заместителем не реже одного раза в квартал в определенное графиком время.

Председателем райисполкома и его заместителями прямые телефонные линии проводятся еженедельно по субботам с 9.00 до 12.00. Горячая телефонная линия функционирует с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00 (понедельник – пятница) по номеру телефона 68-9-81.

КАК ТЕПЕРЬ ВЕСТИ КНИГУ ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2022 г. № 877 со 2 января 2023 года существенно сократился перечень субъектов, в которых ведется книга замечаний и предложений. Ведение ранее выданных книг замечаний и предложений государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, которые не уполномочены на их ведение, со 2 января 2023 года прекращается.

Кроме того, изменилась форма книги замечаний и предложений. При этом книги, изготовленные до 2 января 2023 года, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям до их полного расходования и используются ими до полного заполнения всех страниц, предназначенных для внесения замечаний и (или) предложений и информации об их рассмотрении.

Нововведением является также право субъектов, ведущих книгу замечаний и предложений, оставлять без рассмотрения по существу и без уведомления заявителя замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений и не относящиеся к деятельности организации, индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги, не касающиеся качества реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. ■

По информации сектора по работе с обращениями граждан и юридических лиц Браславского райисполкома.