Интервью с Константином Сапелем, который четверть века возглавлял мелиоративную организацию

Деньги

В текущем году у тружеников Браславского ПМС знаменательная дата — 50-летие со дня образования предприятия. По этому случаю корреспондент «Браславской звезды» встретился с Константином Сапелем, четверть века возглавлявшим мелиоративную организацию, чтобы побеседовать о ее становлении и развитии.

— Константин Константинович, более 30 лет вашего трудового стажа связано с браславским мелиоративным предприятием. Здесь вы начинали в качестве бригадира по дренажу, 5 лет проработали прорабом по строительству торфяных участков, еще 5 — главным инженером, до ухода на заслуженный отдых в 2004 г. руководили трудовым коллективом. Оглянувшись назад, скажите, пожалуйста, в какое время был, так сказать, золотой век для браславских мелиораторов.

— В Браславе предприятие по мелиорации было создано в 1968 г. в виде участка Миорского строительно-монтажного управления, а уже в 1970-м он перерос в полноправную самостоятельную организацию. Но, пожалуй, самой сильной она была в 80-е годы. Списочная численность работников составляла более 500 человек, а за счет привлечения сторонних лиц на сезонные работы доходила и до 600. Люди были заняты на двух мелиоративных участках, где занимались осушением, на одном — сухой культуртехникой (выкорчевкой, планировкой, уборкой камней без мелиорации), и еще на одном — строительством торфяных фрезерных полей. До 50 человек насчитывалось в строи- тельной бригаде, которая возводила гаражи, мастерские, многоквартирные жилые дома для мелиораторов, общежития.

— При таком штате сотрудников и объемы работ, полагаю, выполняли серьезные.

— На мелиорирование земель выделялись солидные средства. Их распределение начиналось в Москве. Кстати, и соседние прибалтийские республики за счет всесоюзного бюджета осушили немало площадей. Мы даже соревновались с литовской организацией из Утене. У нас в те времена одновременно работали до 17 экипажей из 7 человек каждый на многоковшовых траншейных экскаваторах, 22 одноковшовых экскаватора, до 70 штук самосвалов и спецтехники. Это позволяло ежегодно на 1,0-1,2 тыс. га проводить сухую культуртехнику, сдавать в эксплуатацию до 1,5 тыс. га осушенных земель, 100-120 га полей для добычи фрезерного торфа.

— Константин Константинович, а когда мелиораторы почувствовали, что финансовые потоки сокращаются?

— Сказался, конечно же, распад Советского Союза. Перестала поступать и новая техника. К тому же в Беларуси в то время спецтехника еще не производилась. Был всплеск оборотных средств в середине 90-х годов, когда мелиораторам разрешили заниматься подрядными работами немелиоративного характера. Тогда браславчане выполнили общий объем подрядных работ даже больше, чем при Со- юзе, и неплохо заработали на «Нафтане» и «Полимире», где строили очистные сооружения, дамбы, дороги. Со второй половины 90-х годов изменилась в республике и стратегия мелиоративных работ, совпадающая со стратегией, принятой в развитых европейских странах, сущность которой состоит в сосредоточении усилий на поддержании работоспособности уже построенных систем.

— Каковы, на ваш взгляд, нынешние перспективы браславских мелиораторов?

— Несмотря на все негативные моменты конца 20-го столетия, в республике сохранена в работоспособном состоянии мелиоративная отрасль, которая при государственной поддержке сможет справиться с задачами по восстановлению мелиоративного фонда и его поддержания в рабочем состоянии. Ведь в Беларуси осушенные земли составляют более 3,4 млн га (16,4 % ее территории), на мелиорированных землях производится около 30 % сельскохозяйственной продукции. Глава государства постоянно подчеркивает, что мелиорацией нужно заниматься, значит, на ремонт и эксплуатацию когда-то построенных систем средства будут выделяться. У браславских мелиораторов сохранилась неплохая база. Техника, конечно же, старая, но ведь поступает и что-то новое. Никто не отменял и выполнение сторонних заказов. Так что перспектива к дальнейшему развитию у местных мелиораторов есть.

— Благодарю за интересный разговор.

■ Беседовал Казимир ПЕТУШКО.