МВД выступает за ограничение продажи алкогольных напитков

Человек и закон

imagesНа общественное обсуждение вынесен вопрос ограничения продажи алкогольных напитков, сообщает БелТА со ссылкой на правоохранительное ведомство.

На официальном сайте МВД предлагается обсудить несколько вопросов, в том числе следует ли, по мнению граждан, ограничивать время реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива (за исключение кафе, баров, ресторанов и других объектов общепита). Правоохранители также интересуются мнением, следует ли ограничивать продажу таких напитков на автозаправочных станциях, нужно ли продавать алкоголь только в обособленных товарных отделах магазинов. Обсуждение будет проходить в течение декабря-января.

Правоохранители считают, что чем больше граждан ответят на эти вопросы, тем более понятной и точной сложится картина. Что касается проекта указа, которым предполагается установление некоторых ограничений на розничную торговлю алкоголем, в нем заложено единое время реализации алкогольной продукции — с 9.00 до 23.00, т. е. исключается ночная торговля алкоголем. Для объектов, которые имеют торговый зал в 1 тыс. и более кв. м, обязательным должно быть наличие отдельной площади для реализации алкоголя.

Каждое четвертое преступление в стране совершается в состоянии алкогольного опьянения. Доля убийств, умышленных причинений тяжких телесных повреждений, грабежей, разбойных нападений и хулиганств, совершенных в таком состоянии, достигает 70-80 %. Употребление спиртного является первопричиной абсолютно- го большинства фактов насилия в семье.

Кроме того, в Беларуси сложилась ситуация, когда количество торговых объектов, реализующих алкогольные напитки, в разы превышает уровень развитых стран. В среднем по республике на 10 тыс. на- селения (включая детей и престарелых) приходится 17 объектов торговли, реализующих алкоголь, или 1 магазин на 600 человек. При этом в Швеции и Норвегии 1 торговая точка, продающая напитки крепче 4,75 %, приходится на 4,5 тыс. человек, в Финляндии — на 6,3 тыс., в Исландии — на 15,9 тыс. Ситуация усугубляется тем, что доходы от производства и продажи алкоголя лежат в основном в сфере интересов предприятий промышленности и торговли в большинстве негосударственной формы собственности. Они располагают огромными маркетинговыми бюджетами, позволяющими активно лоббировать вопрос о ночной торговле именно алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом, без реализации которых ночной режим работы для субъектов хозяйствования становится нерентабельным. В то же время кратковременная выгода от реализации населению спиртного значительно меньше экономических потерь страны, связанных со многими факторами. Среди них повышенная смертность злоупотребляющих спиртным граждан, утрата ими трудоспособности, расходы на лечение вызванных потреблением алкоголя заболеваний, социальные выплаты государства инвалидам, ущерб от пожаров, ДТП, расходы на содержание заключенных, борьбу с преступностью и безнадзорностью несовершеннолетних.

Мировой же опыт показывает, что одним из действенных правовых механизмов сдерживания алкоголизации общества является ограничение доступности спиртного.