Проведение Дня потребителя направлено на повышение уровня правовой грамотности граждан — современных потребителей. Безусловно, население с каждым годом становится более информированным. Однако, как показывает практика и анализ обращений, многие нарушения базируются на элементарной правовой неграмотности наших граждан. Исходя из сказанного, хотелось бы еще раз напомнить потребителям следующее.
— при приобретении товара внимательно ознакомьтесь с информацией о нем, которая должна быть полной и достоверной, на русском и (или) белорусском языках (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т.д.);
— всегда берите чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара;
— качественный непродовольственный товар можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если вы обнаружили, что он вам не подходит (если приобретенный товар не входит в перечень качественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату (перечень таких товаров утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 778);
— при приобретении некачественного товара потребитель вправе потребовать по своему выбору: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены товара, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения расходов по устранению недостатков, расторжения договора розничной купли-продажи;
— внимательно читайте договора. Ваша подпись на договоре свидетельствует о том, что вы согласились со всеми условиями договора.
- Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №90-З «О защите прав потребителей». Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями, изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения и иных подобных договоров.
- В соответствии со статьей 20 Закона «О защите прав потребителей» в случае реализации потребителю товара ненадлежащего качества потребитель имеет право на:
- — расторжение договора розничной купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- — замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- — незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- — возмещения расходов по устранению недостатков товара.