Браславчанин о службе в чернобыльской зоне: «Местные угощали свининой. А у нас даже мыслей не было: неужели радиация и в мясо попала?»

Новости
Жизнь Чеслава Манкевича была такой же, как и у его сверстников. Парень из деревни Закорье окончил школу в Иодах и после службы в армии, которую проходил в Ереване – сначала в артиллерийской части, затем в секретном отделе, выучился в Даугавпилсе на сварщика. Там же работал, женился. Когда родился сын, молодая семья вернулась на родину. Чеслав Иосифович устроился на работу в «Сельхозтехнику», со временем построил дом в Ахремовцах. Переехали счастливые новоселы уже с двумя детьми (меньшему исполнилось 3 месяца) — и тут пришла повестка из военкомата…

Было это в ноябре 1986-го, домой же попал Ч. Манкевич только в апреле: полгода пробыл он в деревне Рудаково Хойникского района, недалеко от Брагина, в 30 километрах от Чернобыльской станции.

Командировочных переодели в военную форму, да и вообще всё проходило по-армейски: подъем, построение, размещение в армейских палатках – утепленных, с двумя печками-буржуйками. Часлав Манкевич был, по его словам, «секретчиком» при штабе, в том числе вносил в карту новые данные разведчиков, которые каждый день замеряли фон. На пишущей машинке он оформлял документы, отчеты, сопровождал командира в поездках к Чернобыльской АЭС.

«Машины ходили — их мыть надо было, дезинфицировать. И крыши домов поливали водой от радиации, — Чеслав Иосифович помнит тогдашние события до мелочей. — Люди там жили, но и бесхозных животных хватало: гуси просто по дороге ходили. Кормили нас хорошо, и как привет из дома было глубокское сгущенное молоко. В местном магазине можно было покупать продукты. Попадались и дефицитные, например, сок виноградный в пакетах – в Браславе такого в продаже не было, и я высылал его почтой сыновьям.

Местные бабушки угощали свежениной — и даже мыслей никаких не было об опасности: неужели радиация и в мясо попала? Не принимали всерьез. Однако как-то обошлось. Сейчас вот ноги побаливают, но это уже возраст сказывается».

Вернувшись домой, Чеслав Манкевич работал сварщиком в своей организации, затем в школе сторожем. Сейчас давно на пенсии. Хлопочет по хозяйству, имеет трактор, сделал с внуком (их, кстати, у Чеслава Иосифовича пять) «Царь-пушку», вырыл ставок – и корабль смастерил с парусом и флагом. Шутит, мол, не сказать, что профессиональный мастер, но руки есть и просто так сидеть не может. ■