Есть ли в Браславском районе производственный туризм и какой он?

Отдых
В Беларуси набирает обороты промышленный туризм. Всё больше людей, в том числе иностранцев, интересуются, как производится та или иная продукция, и всё больше предприятий открывают свои двери для всех желающих. Разбираемся, актуально ли данное направление для Браславщины.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Официальные источники утверждают, что корни этого явления уходят аж в XIX век (речь о мировой практике). Первыми свои производства широкой общественности решили показать винокурни и стеклозаводы. В нашей стране первооткрывателями стали БЕЛАЗ и МТЗ, причем совсем недавно – не более 20 лет назад.

Сегодня счет белорусских заводов и фабрик, активно работающих с туристами, идет на многие десятки.

ИГРА ПОНЯТИЙ

Согласно информации Национального агентства по туризму Республики Беларусь, под промышленным туризмом понимается организованное посещение действующих предприятий с целью удовлетворения познавательных, профессионально-деловых и прочих потребностей. Чаще всего эта работа имеет форму экскурсии.

Однако же далеко не всегда дело касается только промпредприятий. Дело в том, что наряду с крупными заводами популярность набирает посещение, например, ремесленных мастерских, сельхозпредприятий и фермерских хозяйств. Получается, правильнее оперировать понятием «производственный туризм»: оно гораздо шире только лишь промышленного и глубже раскрывает суть самой идеи.

ТУРИЗМ, ТЫ ЛИ ЭТО?

Мы привыкли ассоциировать туризм с путешествиями или отдыхом, но он включает в себя гораздо большее поле деятельности. Не только побывать в интересных местах, но и узнать что-то новое. Не только посмотреть на процессы, но и расширить кругозор. Не только впечатления, но и польза. А если это полезно обеим сторонам, то вообще здорово!

Получается, производственный туризм настолько всеобъемлющ, что в его рамки можно заключить практически любое взаимодействие предприятия со сторонними посетителями, лишь бы инициатива была не стихийной, а четко организованной. И совершенно не обязательно брать плату за вход, как, например, в музее. Хотя и такая практика в Беларуси, несомненно, есть.

Профит может быть в другом: пришли дети – профориентация, высокопоставленные гости – продвижение бренда и его имиджа, партнеры из других регионов – реклама продукции и завязывание новых деловых контактов.

БРАСЛАВЩИНА В ТЕМЕ

С учетом сказанного выше пытаемся расставить все точки над i. В нашем районе много интересных, а иногда даже уникальных производств. Да и самые, казалось бы, обычные могут с легкостью завладеть вниманием обывателя.

Так, на Браславщине можно посмотреть, как пекут хлеб, зреет сыр, собирают детали для спецтехники или прессуют торфобрикет. Производителей рыбных консервов в жестяных банках вообще единицы в стране, а наши отдельные фермерские хозяйства даже могут похвастаться исключительно экологически чистой продукцией. И всё это открыто – секрета из технологических процессов никто не делает. Словом, производственный туризм в нашем районе есть. Как и есть потенциал для его дальнейшего развития. ■


Артур КАРТЫШЕВ, начальник цеха по производству сыра г. Браслав ОАО «Глубокский молочноконсервный комбинат»: – Наше предприятие регулярно посещают гости, причем самые разные. Речь может идти как о детях, которые пришли в рамках школьной экскурсии, так и о весьма представительных делегациях, в том числе международного уровня.
Считаю, что такая работа для нас полезна – это имидж и позиционирование самого цеха, продвижение его продукции, завязывание новых деловых контактов.
Отдельный аспект – профориентация. Мы с удовольствием принимаем и старшеклассников, и посетителей помладше. Предприятие у нас уютное, производство чистое, современное и интересное, поэтому ребята с удовольствием наблюдают за тем, как обычное молоко превращается в сыр. Кто знает, может, кто-то из них в будущем решит связать свою судьбу именно с пищевой промышленностью и придет к нам молодым специалистом. ■


Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ. Фото автора.