АСКУЭ — это просто и удобно. Специалист рассказала, как работает система

Деньги
В последнее время при упоминании о расчетах за электрическую энергию всё чаще можно услышать слово «АСКУЭ». В его сути мы разбирались с помощью инженера Браславского районного производственно-сбытового участка Светланы Гирсы.

– Светлана Вячеславовна, что обозначает аббревиатура АСКУЭ?

– Это автоматизированная система контроля и учета электрической энергии. То есть система технических и программных средств, которая дистанционно, автоматически, без участия граждан снимает показания счетчиков электрической энергии бытовых абонентов.

– А когда абоненты могут рассчитывать на ее установку?

– В настоящее время в Республике Беларусь реализуется Программа создания в жилищном фонде АСКУЭ-быт на 2021 – 2025, благодаря которой к завершению 2025 года планируется включение в систему всех счетчиков постоянно проживающих бытовых абонентов.

– Как абонент должен оплачивать потребленную электроэнергию, если его счетчик уже включен в АСКУЭ?

– Оплату необходимо производить по показаниям, зафиксированным АСКУЭ и переданным энергоснабжающей организацией для оплаты в АИС «Расчет» (способ оплаты счетов за товары и услуги как для физических, так и юридических лиц) НКФО «ЕРИП», ежемесячно не позднее 25 числа. Энергоснабжающая организация рекомендует производить оплату не ранее 10 числа месяца, т. е. после передачи показаний, снятых АСКУЭ. При оплате после 25 числа и (или) оплаты не в полном объеме начисляется пеня в размере 0,3 % от неуплаченной в установленный срок суммы за каждый день просрочки.

– Когда АСКУЭ снимает показания электросчетчиков и как часто они передаются для оплаты?

– Показания счетчиков АСКУЭ снимает ежемесячно на 00 часов 1 числа месяца. Они передаются в АИС «Расчет» НКФО «ЕРИП» ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за расчетным, и в дальнейшем еженедельно – каждый четверг. Платежи, принятые от граждан за потребленную электрическую энергию, обрабатываются и передаются для учета в энергоснабжающую организацию, как правило, на следующий рабочий день. Хочу обратить особое внимание, что показания средства расчетного учета, снятые с применением технических средств на 00 часов 1 числа месяца, будут отличны от показаний, зафиксированных абонентом в другое время.

– Где, Светлана Вячеславовна, граждане могут оплатить электроэнергию по показаниям, переданным АСКУЭ?

– Оплату электрической энергии как по показаниям, зафиксированным самостоятельно, так и по снятым АСКУЭ, граждане могут произвести любым удобным для них способом: через Интернет-банкинг, инфокиоск, мобильный банк, в отделениях банка, РУП «Белпочта» и в расчетно-кассовых центрах РУП «Витебскэнерго».

– А можно ли абоненту изменить указанные энергоснабжающей организацией в АИС «Расчет» показания и как в таком случае будет произведен расчет?

– Такие действия предпринимать нет надобности. АСКУЭ предназначена в том числе для того, чтобы избавить граждан от необходимости самостоятельного ручного снятия показаний. Если всё же абонент оплачивает произвольную сумму, отличную от предъявленной, и (или) самостоятельно изменяет переданные показания счетчика, то получившаяся разница в платеже будет отражена энергоснабжающей организацией при последующей передаче данных и указана в квитанции в строке «Начислено/перерасчет/входящее сальдо».

– Что нужно делать, если показания в АИС «Расчет» не появились или не обновились?

– В случаях, когда при оплате в системе АИС «Расчет» НКФО «ЕРИП» после 10 числа месяца не отображаются или не обновляются показания электросчетчика, для оперативного выяснения причин и устранения ошибки необходимо обратиться в энергоснабжающую организацию. Также граждане могут самостоятельно снять показания своего электросчетчика и указать их во время платежа за электроэнергию.

– А могут ли, Светлана Вячеславовна, абоненты получить информацию о расчетах за электричество без непосредственного обращения в энергоснабжающую организацию?

– Да, граждане могут получить подробную информацию о расчетах за электроэнергию по конкретному лицевому счету на сайте РУП «Витебскэнерго» vitebskenergo.by через услугу «Личный кабинет».

– Спасибо за содержательный разговор. ■

Беседовал Казимир ПЕТУШКО. Фото автора