10 лет ярких событий и незабываемых встреч. Читайте историю развития Viva Braslav

Деньги
Очередным героем нашего проекта стал не человек, а фестиваль, пусть еще с небольшой, но уже яркой и самобытной историей. В этом году, а точнее, прямо сейчас, международный праздник музыки и спорта Viva Braslav Open Air проходит в нашем городе в 10 раз. Мы постарались собрать максимум интересной информации и проследить путь роста и развития как мероприятия, так и его организаторов Евгения и Олега Лабутей.

Пожалуй, в первую очередь следует напомнить читателям, что мысль устроить в Браславе первый «движ» под названием Viva Braslav пришла в 2013 году местным молодым ребятам – братьям Евгению и Олегу Лабутям.

Кстати, если Олег сразу после учебы уехал покорять столицу, то старший брат Евгений и сегодня живет и работает в родном городе, но это не мешает инициативным браславчанам развивать общий бизнес, возможно, даже наоборот – помогает.

Итак, в 2013 году на городском стадионе прогремела первая дискотека Viva Braslav. Да, именно дискотека. Тогда ребята организовали ее за несколько недель. Они пригласили в маленький городок ди-джеев из Минска. Дневная часть праздника состояла из спортивных соревнований, вечером же стадион наполнился электронной музыкой и принимал, и принимал гостей… Сегодня братья вспоминают, что первый их блин не стал комом, но немного «подгорел». Было достаточно организационных ошибок, и главное, что парни, не ожидая такого наплыва желающих попасть на «движ», распечатали всего тысячу билетов, еще примерно столько любителей потанцевать, говорят, пришлось пропустить бесплатно. Тот год показал братьям Лабутям: инициатива востребована и ее можно и нужно развивать. К подготовке следующего спортивно-музыкального праздника организаторы подошли более основательно.

В публикации под названием «Выбуховая ноч» газеты «Браславская звезда» от 2 августа 2014 года читаем:

Сёлета самая грандыёзная ў нашым горадзе дыскатэка Viva Braslav, якая праводзілася ў другі раз, сабрала неймаверную колькасць людзей. Паводле звестак ад арганізатараў, мерапрыемства наведалі 5 тысяч чалавек… …Багата было і гледачоў, якія не заходзілі на сам стадыён, а проста назіралі за ўсім з гары па вуліцы Садовай…

В 2014 году границы мероприятия расширились в прямом и переносном смысле. Теперь, вдоль улицы Стадионной размещались торговые ряды и палатки с сувенирами, организаторы также решили внести изменения в музыкальную программу и к электронной музыке добавили выступление популярной белорусской группы. Зрители были в восторге.

Переломным моментом для фестиваля стал 2015 год. Накануне мероприятия в «Браславской звезде» от 15 июля было напечатано интервью с Евгением и Олегом Лабутями, которые рассказали о предстоящем празднике.

–…Всё будет серьезно и масштабнее, чем в прошлом году, начиная от места проведения и заканчивая программой фестиваля. Во-первых, фестиваль переехал на другую площадку. Сейчас концертная, танцевальная площадки и зона отдыха с торговыми рядами будут размещены на одной территории – от автодрома и далее в направлении Красносельцев. Во-вторых, в этом году нововведения в спортивной части фестиваля. В-третьих, мы пригласили известные группы и ди-джеев…

Новая площадка позволила физически расширить территорию мероприятия. В спорт ввели олимпийский кросс-кантри, который до сегодняшнего дня пользуется популярностью у участников. Но, наверное, самое главное, что фестиваль стал международным: его не только посетили зарубежные зрители, но в нём приняли участие артисты из разных стран. На этот раз организаторы постарались и пригласили популярную группу «Бумбокс», а также российского ди-джея Алексея Попова, который уже тогда был известен на весь мир. Фишкой же ЕDM-части стал Марк Сиксма – всемирно знаменитая звезда транс-музыки из Нидерландов.

Уже после Viva Braslav-2015 в газете «Браславская звезда» сообщили, что праздник посетили более 7 тысяч человек. Гостей фестиваля ожидала масса развлечений, помимо спорта и музыки, можно было полетать на вертолете над озерным Браславом, также увидеть файер-шоу, фейерверк, покататься на аттракционах и т. д.

К этому времени у Евгения и Олега появилось надежное плечо – их команда. Не раз в интервью молодые предприниматели говорили, что справиться со всеми вопросами вдвоем нереально, поэтому они собрали большую группу единомышленников, которая помогает решать все возникающие вопросы.

Организаторы отмечают, что основные статьи расходов – букинг артистов и инфраструктура, то есть обустройство и обслуживание санитарных зон, охрана общественного порядка, обеспечение подачи и бесперебойной работы электрооборудования фестиваля. В регионах, говорят бизнес-партнеры, многие ресурсы значительно дешевле, зато расходы на логистику просто зашкаливают. Но тем не менее братья не сетуют на жизнь, они говорят, все старания сделать спортивно-музыкального праздник более интересным и насыщенным не проходят даром и всегда окупаются.

Если вернуться к рассказу в хронологическом порядке, то стоит остановиться на 2016 году, когда еще больше стала площадка фестиваля, в программе Viva Braslav появилось одно из ярких мероприятий «Мисс бикини» и впервые для расположения посетителей была создана кемпинговая зона. Хочется отметить, что, приглашая звезд, организаторы не скупились и привозили в глубинку самых популярных на тот момент.

2017-й стал годом первого юбилея для Viva Braslav. За 5 лет он прошел огромный путь. Кстати, в это время «Браславская звезда» пишет:

Браслав погрузился в музыку. Со вчерашнего дня в городе во всех смыслах гремит фестиваль Viva Braslav – одно из крупнейших в своем роде мероприятий страны. Городской пляж и примыкающая к нему территория на несколько дней стала местом паломничества любителей драйва, эмоций и музыки в режиме нон-стоп…

…Юбилейный международный спортивно-музыкальный фестиваль Viva Braslav собрал более 20 тысяч гостей. Его организаторы, наши земляки, вполне могут собой гордиться, ведь буквально за пару лет мероприятие из обычной дискотеки на стадионе выросло в один из крупнейших опен-эйров в нашей республике.


История развития Viva Braslav
  • 2013 год – первый фестиваль. Проводится на городском стадионе;
  • 2014 год – новые музыкальные направления. Увеличение территории фестиваля;
  • 2015 год – новая локация на центральном пляже. Первые зарубежные артисты;
  • 2016 год – открытие кемпинг-зоны и второй сцены с альтернативными музыкальными направлениями;
  • 2017 год – изменение локации кемпинга и фестиваля, расширение его границ;
  • 2018 год – переход на двухдневный формат. Появление двух дополнительных сцен;
  • 2019 год – кемпинг фестиваля переходит на четырехдневный формат. Открытие третьей сцены;
  • 2021 год – появление глэмпинга фестиваля и улучшение его инфраструктуры;
  • 2022 год – расширение комфортного отдыха, появление локации «авто garage».

В 2017 среди развлечений Viva Braslav появился поднимающийся над площадкой фестиваля аэростат, в спорте – новый конкурс (забег с женами на руках), расширились зоны отдыха и фуд-корт. Снова слушателей радовали артисты, занимающие первые строки в музыкальных российских и белорусских чартах.

Организаторы постоянно работают над улучшением качества фестиваля: собирают автобусные туры, расширяют места для кемпинга, устанавливают всё больше и больше санитарных точек, удивляют посетителей музыкальными хэд-лайнерами.

Важным стал, конечно, 2019 год. К нему готовились уже практически после окончания фестиваля в 2018-м. Тогда же присоединились партнеры – такие известные бренды, как «Кокакола», «Гефест», «Туборг» и «Морозпродукт». Музыкальная программа длилась 2 дня, а сам фестиваль – 4. Продали более 26 тысяч билетов, и еще примерно столько же посетителей пришли посмотреть на событие со стороны.

Развивая музыкальный open air, который со временем лишь растет, молодые люди с удовольствием занимаются еще одним детищем – рестобаром «На грани», недвижимостью и туризмом. Частное предприятие «Левол групп», директором которого является один из братьев, постоянно развивается, и это ценят местные власти. Например, в 2020-м Евгений был удостоен почетного звания «Лучший по профессии». В связи с этим событием в нашей газете от 26 февраля 2020 года была опубликована статья, где Е. Лабуть рассказывает о фестивале и баре «На грани»:

…– Я по натуре не могу заниматься чем-то одним, монотонным и одинаковым. Чем хорош фестиваль и почему я так долго занимаюсь этим проектом? Потому что он постоянно развивается, открывает новые грани и далеко не исчерпал свой потенциал. Еще существует много идей, которые хочется воплотить именно в рамках Браслава. И это постоянно движение вперед…

…– Бизнес-проекты, которые сбываются, вдохновляют. Нашей команде хотелось создать уютное место для отдыха. К тому же с развитием фестиваля требовалась база, где необходимо было собираться. Своего помещения мы не имели, а тут появилась возможность взять под инвестпроект недвижимость. Мы собрали команду для открытия кафе, вместе думали над оформлением, какие-то идеи привозили из-за границы. Например, когда работали над интерьером, то специально поехали в Эстонию посмотреть бар, в котором были проездом во время посещения европейского фестиваля. В результате то, что у нас получилось, радует всех: браславчан, гостей и нас самих.

Между тем с каждым годом фестиваль становился всё популярнее. Организаторы не скрывают, что первые годы они воспользовались известным именем своего озерного края, а сегодня уже Viva Braslav стал брендом города. Бизнесмены довольны и сотрудничеством с местными властями, которые помогают в воплощении некоторых идей. Кстати, в 2023 году Евгению было присвоено еще одно почетное звание – на сей раз «Человек года Браславщины». Конечно, районная газета в номере от 24 февраля 2023 года писала и об этом:

Евгений Лабуть – браславчанин, имя которого прочно ассоциируется с международным фестивалем Viva Braslav. Он яркий пример той местной молодежи, которая не уезжает с малой родины, а своим трудом делает ее лучше.

– Известие о присуждении мне звания «Человек года Браславщины» стало неожиданностью. Приятно очень, что меня посчитали достойным его. Теперь придется соответствовать званию и оправдывать доверие, – говорит Евгений.

Viva Braslav-2022 посетили более 30 тысяч человек, на данный момент это максимальная вместимость площадки. Организаторы поясняют, что необходимо учитывать безопасность, количество мест, где можно посидеть, перекусить, в конце концов, важно даже число туалетов. Поэтому теперь предприниматели делают ставку не на количество, а на качество: увеличивают места для кемпинга, с прошлого года существует глэмпинг и автогараж, развивают инфраструктуру внутри. В этом году ожидается больше активностей на территории и повышение комфорта.

В одном из первых интервью нашему изданию Евгений Лабуть высказал такую мысль: они с братом никогда не хотели организовывать просто концерт, их мечтой был именно современный фестиваль, как десятки тех зарубежных, где они бывали. То есть на территории мероприятия должны быть хорошие условия для полноценного отдыха людей разных возрастов и музыкальных предпочтений. Бизнесмены делали ставку на open air с именем, на который хотят попасть многие независимо от популярности артистов, выступающих на главной сцене. Что их мечта осуществилась, говорят продажи этого года, когда покупатели еще не имели ни малейшего представления о звездах, но уже «разметали» заветные билеты. Вывод напрашивается сам собой: организаторы уложились в 10 лет, чтобы в глубинке Беларуси ежегодно проводить крупнейший фестиваль, собирать на нём известных артистов и ди-джеев, а также 30 тысяч человек, которые с первого раза влюбляются в Браславщину и мечтают во что бы то ни стало возвращаться сюда вновь и вновь.


Посещаемость Viva Braslav:
  • • 2013 год – 2 000 человек;
  • • 2014 год – 5 000 человек;
  • • 2015 год – 7 000 человек;
  • • 2016 год – 13 000 человек;
  • • 2017 год – 20 000 человек;
  • • 2018 год – 20 000 человек;
  • • 2019 год – 26 000 человек;
  • • 2021 год – 30 000 человек;
  • • 2022 год – 31 000 человек. ■
Ольга ПОТАПОВИЧ