Браславчане заняли призовые места в областном конкурсе научных работ «Эврика»

Новости
По традиции в конце осени учащиеся 9 – 11 классов из всех регионов Витебщины, пробующие себя в научных изысканиях, получают возможность принять участие в конкурсе работ исследовательского характера (конференции) «Эврика». В 2022 году это престижное мероприятие, учрежденное главным управлением облисполкома по образованию, состоялось 22 – 25 ноября и прошло в дистанционном формате. Весьма достойно представили на нём Браславщину наши школьники.

По итогам районной научно-практической конференции на областное состязание были отобраны три работы. Гимназистка Полина Адаховская изучала влияние типа темперамента на деятельность учащегося (руководитель – Светлана Шендо), Анна Лепешко из СШ № 1 имени А. М. Жданова исследовала «Тайны старого чердака», скрытые в документах, в том числе 136-летней давности (руководитель – Валентина Пупина), старшеклассники из Видзовской СШ Павел Левикин и Тимофей Евчук (руководитель – Ольга Алёшина) разбирались в геометрии масс. По сложившейся практике строгое жюри областного конкурса допускает к защите не любые работы, а только лучшие. И все три исследования браславчан попали в их число! В итоге научные изыскания представительниц городских учреждений образования были отмечены дипломами главного управления по образованию Витебского облисполкома IІІ степени, видзовчане же праздновали абсолютную победу, подтвержденную дипломом I степени.

По словам учителя математики Ольги Алёшиной, тема, над которой работали парни, отличается актуальностью. Дело в том, что на математических олимпиадах, экзаменах и ЦТ постоянно встречаются геометрические задания, традиционные же подходы не всегда позволяют быстро и красиво прийти к верному решению. А геометрия масс, которая не изучается в школьной программе, делает задачи наглядными и дает полноценное представление о действиях, описанных в них, привлекает отсутствием объемных вычислений, записей и экономит время при получении ответов на вопросы.

Павел и Тимофей рассмотрели материалы из курса «Креативная геометрия» за 9-й класс, где аналогичные способы получения ответа достаточно громоздкие, и на основании практических исследований трех методов решения геометрических задач с треугольниками сделали вывод, что выбранный ими – самый рациональный. Простой пример: увидели в интернет-ресурсах задачу, решение которой занимает почти пять листов, и с помощью геометрии масс нашли ответ практически устно.

– Всего в секции «Математика и информатика» было представлено 9 работ, – рассказывает Ольга Алёшина. – Защита – строго 7 минут (на районной НПК – 10), пришлось перестраиваться. Анимация красивая в презентации была, безусловно, занимала время, зато выглядело это эффектно. Кстати, накануне конференции, при пробном подключении и проверке связи мы узнали, что выступать должен только кто-то один из учащихся. Но они оба владеют темой, усердно готовились и были взаимозаменяемы. Один, получается, остался за кадром, как режиссер в фильме: Павел защищал работу, Тимофей сидел рядом, поддерживал. Во время выступления члены жюри задавали вопросы, затем пообещали, что подведут итоги через минут десять, но прения по поводу распределения мест длились примерно час.

Я думала: ну, у парней хоть опыт выступления на таком высоком уровне будет. Они же почему-то были уверены в хорошем результате. Так и получилось. ■

Жанна БЕЛЬКО