Браславщина уникальная. Составили ТОП-5 историко-культурных ценностей района

Калейдоскоп Отдых
Беларусь, как и любая другая страна, гордится достижениями своих художников, скульпторов, архитекторов, писателей, а также неповторимыми памятниками природы. Это то наследие, что бережно хранится и передается от поколения к поколению. В Государственном списке историко-культурных ценностей широко представлен и наш регион. Мы составили топ-5 объектов, которые могут считаться своеобразной визитной карточкой района.

Многие памятники являются предметами гордости местных жителей и привлекают многочисленных туристов. Тем более что браславчане не только бережно хранят, а и пополняют культурную «копилку». Сделать обзор наиболее значимых достижений нам помогла Лариса Давыдова-научный сотрудник по охране историко-культурных ценностей. Именно в районном объединении музеев аккумулируют и популяризируют информацию о них.

— Все ценности из Государственного списка разделяются по категориям, — рассказывает Л. Давыдова. — У материальных памятников их четыре («0», «1», «2»,«3» — соответственно мирового, международного, национального и регионального значения), в нематериальных — две («А» — полностью аутентичные и неизменные, «Б» — полностью или частично воссозданные, потенциально переменные). В районе на настоящий момент зафиксировано пятьдесят материальных историко-культурных ценностей («2», «3») и пять нематериальных («А»,«Б»).

Исходя из востребованности памятников культуры у гостей Браславщины и местных жителей, мы включили в топ-5 следующие объекты:

ГОРОДИЩЕ НА ЗАМКОВОЙ ГОРЕ («3»)

Объект находится в самом центре города, между озерами Дривяты и Навята, и представляет собой высокий холм с плоской вершиной и крутыми склонами. Согласно летописям с этим местом связано рождение г. Браслава, который ранее носил название Брачислав. Здесь когда-то был грандиозный дворец. На холме стоит памятник известному доктору Станиславу Нарбуту, а также располагаются деревянные скульптурные фигуры, олицетворяющие героев местной легенды. Городище является лучшей смотровой площадкой города.

АНСАМБЛЬ БЫВШЕГО МОНАСТЫРЯ БЕРНАРДИНЦЕВ («2»)

Это памятник архитектуры барокко, построенный в 1643-1646 гг. в Друе. В комплекс входит Троицкий костел, жилой корпус и ворота с ограждением. В разные времена здесь располагались школа, гимназия, училище и техникум. В 1989 г. объект был передан католической общине. В костеле находится одна из почитаемых в Друе икон — Матери Божьей Милостивой . Последние годы ансамбль пользуется большой популярностью у художников, которые проводят здесь пленэры.

БОРИСОВ КАМЕНЬ («2»)

Большой валун с высеченным на нем шестиконечным крестом и надписью «Боже, помоги рабу своему Борису» ученые относят к XII в. Этот памятник раннего христианства найден около Друи в XIX в. Камень еще называют Спасским — в честь церкви, находившейся неподалеку. В 1928 г. ледяная пробка повредила валун и передвинула на дно Западной Двины, откуда ее подняли только через 74 года. В 2011-м Борисов камень перенесли с берега реки на центральную площадь агр. Друя.

ТРОИЦКИЙ КОСТЕЛ В ВИДЗАХ («3»)

Католический храм в стиле неоготики был возведен в 1909-1914 гг. Он входит в тройку самых высоких культовых сооружений Беларуси. Исторически видзовский костел известен как Троицкий, однако поскольку в нем проводит службы приход Рождества Пресвятой Богородицы, храм упоминается также под одноименным названием. Стены этого здания с чрезвычайно красивыми пропорциями сохраняют разрушительные следы войн прошлого века.

ТЕХНОЛОГИЯ СПИРАЛЬНОГО ПЛЕТЕНИЯ («А»)

Спиральное плетение из соломы — древнее традиционное ремесло, которое браславские мастера возродили в практически неизменном виде. Они разработали линейку сувенирных изделий, популярных у туристов. Согласно технологии из жгутов соломы укладывают по спирали круглое или овальное дно, наращивают высоту, объем стенок и получают круглые, цилиндрические и шарообразные изделия. Их форма, техника и характер орнамента передаются от поколения к поколению. Научиться спиральному соломоплетению можно на мастер-классах, проводимых в музее традиционной культуры. ■

Жанна БЕЛЬКО