История браславчанина, прошедшего Афганскую войну

Главное Люди

Те полтора года службы навсегда сохранились в памяти Владимира Побяржина, солдата афганской войны. Десятки тысяч километров преодолел он на своем «Урале» по горным дорогам и пустынным равнинам. Несмотря на климат и постоянную опасность нападения на автомобильную колонну, продовольствие нужно было доставить на место в срок…

— Хотел бы всё забыть, — говорит Владимир, — но никак не забывается. Иной раз тяжелые моменты встанут перед глазами или появятся во сне.
Да это и не удивительно, поскольку в молодые годы всё увиденное особенно впечатляет и запоминается.

Повестку из военкомата юноша из д. Густаты получил в цветущем мае 1981 года. Проводить будущего солдата в армию собрались родные и близкие.

Сначала новобранцев направили в учебку под Волгоградом. Ничто не предвещало опасной службы. Шесть месяцев учебы прошли довольно напряженно, поскольку автомобильная, боевая и политическая подготовка велась интенсивно.

А в ноябре ребят самолетом доставили в Ташкент, потом — в пересылочный пункт Кабула и уже на вертолете — в военный городок в Баграме. Первые дни были особенно тяжелыми, вспоминает Владимир. Над армейской палаткой, в которой они жили, время от времени проносились пули, недалеко взрывались снаряды. Да и рассказы старослужащих были не особо радостными и утешительными.

К каждому рейсу В. Побяржин готовился старательно и со всей ответственностью, поскольку от исправности автомобиля зависела его жизнь. Колонны, как правило, состояли из 20 и более машин, и они очень интересовали «духов». Поэтому каждая поездка могла стать последней.

Трагические ситуации случались и не только по вине местных боевиков. Так, в одном горном туннеле встретились две автоколонны и не смогли разъехаться — почти 150 парней задохнулись от выхлопных газов. С дрожью в голосе вспоминает Владимир, как выносили их тела и грузили на машины.

Нелегкой была и бытовая жизнь солдат: кормили плохо, мыться приходилось нечасто, а воду — греть на «буржуйках».

В таких жестких условиях вчерашние мальчишки быстро взрослели. И как бы ни было им тяжело, оберегали своих родных от печальных вестей. Как и многие, Владимир год не сообщал родителям о месте своей службы. И только когда мать получила конверт с чистым листом после армейской цензуры, пришлось рассказать правду.

Случались и радостные моменты. Так, с улыбкой мужчина вспоминает, как на одном посту в горах солдаты из крышки ящика для патронов гвоздем сделали подобие терки, на ней натерли драгоценный картофель и жарили блины.

Когда пришел приказ об увольнении в запас, В. Побяржин был в очередной командировке и не смог отправиться домой. Поэтому почти месяц он охранял военный объект как гражданское лицо. И только со второй партией «дембелей» его на вертолете отправили на Родину. ■

Елена ПЕТУШКО.

Фото автора.