Антисанкции. Как в Браславском районе преодолели транспортный коллапс

Деньги

На фоне агрессивной санкционной политики недружественных стран Браславщина столкнулась с проблемой, которую навряд ли можно было спрогнозировать. Речь о своего рода транспортном коллапсе, возникшем в связи с новыми подходами к международной логистике.

Дело в том, что весной Евросоюз ввел запрет на передвижение белорусских и российских большегрузов по своей территории. Наша страна ответила зеркально. В итоге, чтобы товар был доставлен в пункт назначения, возникла необходимость дополнительной процедуры – так называемого перецепа. Иными словами, до границы груз везет один тягач, а затем его забирает другой. Площадкой для процедуры переоформления определили стоянку оператора электронной очереди в Муражах, куда пригнали передвижной пункт «Белтаможсервиса» и где организовали зону таможенного контроля.

Вроде всё просто, но дорога – вещь непредсказуемая и по ряду причин такие «встречи» далеко не всегда происходили в условленное время. В итоге фуры в ожидании своей «пары» накапливались. Заполнились парковки, прилегающие к ним территории и даже дороги. Что тут сказать – небезопасно, неэкологично и неэстетично. Обочины быстро разбились и обросли мусором, а местные жители не на шутку разволновались, да так, что разрешать отдельные конфликты пришлось с помощью милиции. Нервозно было и в пункте оформления: живая очередь, длительное ожидание под открытым небом и буквально полевые условия. Например, чтобы подать документы в окошко специального фургона, нужно было подняться по импровизированной лестнице из поддонов.

Нужно сказать, что похожая ситуация сложилась во всех регионах вдоль границы на прибалтийском и польском направлениях. Браславчане же первыми начали искать решение, адекватное всем аспектам проблемы.

Местный оператор электронной очереди ООО «ВВ Ойл-плюс», и до транспортного кризиса занимавшийся упорядочением пересечения фурами границы, вышел с инициативой создать параллельную систему, позволяющую формировать «пары» и уже потом их оформлять. Такой подход позволял существенно упростить и ускорить процедуру перецепа, избежать толкотни и нервотрепки.

Идею поддержали местные власти, взявшие на себя всю организационную и бумажную работу. Под их эгидой проходили межведомственные совещания и визиты, прорабатывались возможные варианты, готовились документы. В итоге напряженной, но слаженной работы свет увидели Правила функционирования системы электронной очереди для подачи транспорта во временную зону таможенного контроля «Муражи». Их подписали Браславский райисполком, ООО «ВВ Ойл-плюс», Витебская таможня и Витебский филиал РУП «Белтаможсервис».

Новую методику уже внедрили, и она моментально доказала свою состоятельность. Теперь «пары» формируются не по факту, а заранее – еще на подъезде. Ожидать своей очереди водители могут на нескольких стоянках, в том числе бесплатных и платных – более комфортных. Готовые к перецепу тандемы получают талон и в установленное время прибывают в зону оформления. Здесь, к слову, оператор организовал крытые офисы: скромно, но чисто, тепло и сухо. К услугам дальнобойщиков также питание, туалеты, душ.

По словам водителей, процедура оформления и перецепа в таких условиях занимает считанные часы, тогда как раньше приходилось стоять и по несколько суток. Оператор в свою очередь заявляет, что сегодня за день таким образом оформляется по 80 — 100 «пар», что вдвое больше, чем еще неделю назад. На этом фоне полностью исчезли очереди (у окошек Белтаможсервиса в день нашего визита топтались буквально три человека), освободились обочины дорог и, самое главное, нормализовался психологический микроклимат в среде участников процесса.

Кстати, таможенники отмечают, что тот самый фургон с окошком в «Муражах» пока останется, но уже в качестве дополнительного офиса для сотрудников ведомства.

 

Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ.

Фото автора.