Гарантийный ремонт: права и обязательства

Человек и закон
Согласно Закону «О защите прав потребителей», это тот период, в течение которого покупатель может обратиться к продавцу или в определенную им организацию для проведения ремонта по гарантии, т. е. безвозмездного устранения недостатков. Исчисляется гарантийный срок с момента передачи товара продавцом потребителю, а при невозможности установить таковой момент – со дня изготовления (если на изделии указаны только месяц и год или год, днем его изготовления считается соответственно последний день месяца или года).

Но случается, что продавцы поступают недобросовестно и отказывают в таком ремонте, а также придумывают причины для платной услуги. Чтобы избежать ущемления потребительских прав, нужно знать их и уметь ими пользоваться.

Согласно Закону «О защите прав потребителей», гарантийный ремонт должен производиться безвозмездно и незамедлительно. Бывают случаи, когда устранить недостатки товара сразу же невозможно, тогда максимальный срок ремонта не может превышать 14 дней. Но также закон позволяет по письменному соглашению с потребителем увеличить данный срок до 30 дней, причем не рабочих, а календарных.

Отсутствие у покупателя документа, который подтверждает факт приобретения товара, не является причиной отказа от удовлетворения заявленных им требований: во внимание принимаются свидетельские показания, элементы упаковки, имеющие на себе отметки продавца, и др.

По поводу наличия недостатков товара и причин их возникновения между продавцом и потребителем может возникнуть спор. В этом случае продавец обязуется провести за свой счет экспертизу изделия, о месте и времени которой потребитель извещается в письменной форме. Если будет установлено, что недостатков нет или же они возникли после передачи товара покупателю по его вине либо из-за непреодолимой силы, потребитель должен возместить продавцу расходы на проведение экспертизы и транспортировку.

Также не все знают, что в случае необходимости гарантийного ремонта товара длительного пользования потребитель имеет право потребовать от изготовителя или продавца предоставить ему аналогичный во временное пользование. Такой товар предоставляется потребителю безвозмездно в течение 3 дней. В утвержденный правительством Беларуси перечень входят автомобили, мебель, игрушки, бытовая газовая аппаратура, некоторые электробытовые приборы, телевизоры и др. Если продавец или ремонтная организация отказываются предоставлять аналогичный товар или предоставили его с просрочкой, потребитель имеет право требовать выплаты ему неустойки в размере одного процента цены товара за каждый просроченный день.

Доставка крупногабаритных товаров для безвозмездного устранения недостатков осуществляется силами и за счет продавца. Если данная обязанность не исполняется, то доставка и возврат изделий может осуществляться потребителем, но в этом случае продавец обязан возместить ему расходы.

Это лишь некоторые из проблем, с которыми сталкивается потребитель при необходимости проведения гарантийного ремонта товара ненадлежащего качества, однако их можно избежать при условии добросовестного выполнения сторонами обязательств, определенных законодательством. ■

Вероника БЕЛЮН, студентка 4-го курса юридического факультета ПГУ