И рост, и спад. Что мешает туризму стать стратегической отраслью районной экономики

Главное Деньги
Положение дел в сфере туризма в Браславском районе в разрезе реализации госпрограммы «Беларусь гостеприимная» обсудили на заседании райисполкома. Забегая вперед, нужно отметить, что пока отрасль сталкивается с рядом проблем. Тем не менее она имеет все шансы стать основой региональной экономики.

По словам заместителя председателя райисполкома Ольги Величко, туристическую инфраструктуру района сегодня формируют 3 гостиницы на 88 мест, 9 оздоровительных организаций на 663 места и 282 агроэкоусадьбы, которые единовременно могут принять более 2 тысяч человек.

Гостиницы, оздоровительные организации района за 2019 год посетили 10 676 человек, из них 2 258 — иностранные граждане. Данные цифры ниже, чем годом ранее.

Параллельно к услугам гостей региона и самих браславчан — 21 общедоступный объект общественного питания на 956 посадочных мест и 6 объектов придорожного сервиса.

Для любителей активного отдыха действуют 84 туристические стоянки, на которых единовременно могут разместиться более тысячи человек. В прошлом году их услугами воспользовались более 10 тысяч туристов. К слову, это вдвое больше, чем годом ранее.

Прирастает и агроэкотуризм. В 2019-м на Браславщине зарегистрированы 23 новых субъекта, оказывающих услуги сельского отдыха. Количество отдыхающих в усадьбах Браславского района за последний год возросло на 13 % и достигло без малого 14 тысяч человек. Доля иностранцев здесь колеблется в районе 20 %. Нужно сказать, что в данной сфере Браславский район — безусловный лидер в Витебской области. Однако, помимо приятных цифр статистики, агроэкотуризм несет в себе и конкретную практическую пользу: создание рабочих мест, рост доходов и общее повышение качества жизни местного населения. В районный бюджет от деятельности агроусадеб в 2019 году поступило более 7 тысяч рублей сборов, и эта сумма также постоянно растет.

Существующая сеть туробъектов постоянно совершенствуется. Национальный парк, турбаза «Браславские озера», гостиничные операторы, музейное объединение и предприниматели осваивают всё новые и новые услуги.

Однако, несмотря на значительные преобразования в туристической инфраструктуре, ставшие возможными благодаря проведению в Браславском районе областных «Дожинок», обоснованные нарекания со стороны отдыхающих всё еще имеют место. Большинство мнений в этой сфере свидетельствует об остром недостатке возможностей для отдыха у нас в межсезонье.

На этом фоне хорошие перспективы демонстрирует событийный туризм. Viva Braslav, «Браславские зарницы», «Меч Брачыслава» — с каждым годом к нам приезжает всё большее количество гостей, в том числе иностранных. Поддерживать такой тренд можно и посредством востребованных спортивно-массовых мероприятий. Хорошие примеры у нас тоже есть: ралли, парусная регата, кросс-кантри, соревнования по рыбной ловле, спортивному ориентированию, лыжным гонкам и т. п.

Однако любому предложению, как говорится, грош цена, если о нем никто не знает. Поэтому чуть ли не первый план выходит реклама и PR, причем как отдельных субъектов и их услуг, так и региона в целом. Да, многое в этом направлении уже сделано. Но ведь возможностей еще больше! Опыт, например, Viva Braslav и некоторых агроусадеб показывает, что грамотный подход к продвижению может приносить буквально сногсшибательные результаты. Правда, делом этим нужно заниматься постоянно и всерьез, зачастую инвестируя значительные средства.

Словом, несмотря на значительный туристический потенциал Браславского района, местная индустрия отдыха требует дальнейшего усовершенствования. Остро стоит проблема сглаживания сезонности, требует мер по развитию медицинский туризм, продолжает оставаться в актуальной повестке дня введение безвиза. Нужно ли говорить, что решение этих задач возможно только через консолидацию усилий. Бизнес и государство, местная власть и правительство, отдельный фермер и мощные сетевые компании — у каждого игрока на поле туризма может и должен быть свой интерес.■

 

Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ. Фото: ont.by