Читатель «Б/З» рассуждает об особенностях воспитания детей

Главное
После страшной трагедии в Столбцах со всех сторон в адрес семьи и школы посыпались обвинения в плохом воспитании детей. Больше всего досталось семье, дескать, родители не смотрят, не требуют, не направляют и т. д. Но можно ли так просто и однозначно объяснять эту сложнейшую проблему? Как человек, имеющий профильное образование по возрастной и педагогической психологии, хотел бы высказать свое частное мнение по вопросам воспитания, не претендуя на истину в последней инстанции.
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

Чтобы прожить жизнь достойно, человеку нужно иметь две надежные опоры: нравственность и благоразумие. Основу нравственности составляют доброта, совесть, справедливость, милосердие и т. д., но при условии, что они стали внутренними законами человека, его убеждениями. Благоразумие же предполагает максимально адекватную оценку окружающего мира и тщательное обдумывание человеком своих поступков заранее, что дает возможность избежать многих ошибок, неприятностей и бед.

Но эти категории должны развиваться равномерно: если в человеке будет преобладать нравственность, он может стать простофилей и неудачником, в случае же культивирования благоразумия существует опасность превращения в расчетливого эгоиста. Такой не бросится к утопающему, не войдет в горящий дом спасать людей, но зато хорошо умеет изображать различные добродетели, маскируя свою подлинную сущность.

Как слепить эти две опоры, кто должен этим заниматься и можно ли запрограммировать результат? В воспитании растущего человека относительно независимо друг от друга участвуют три института: семья, школа и так называемый институт замещенного воспитания — всё вокруг, с чем ребенок вступает в контакт. К последнему часто подключается самовоспитание. И сказать заранее, каким будет тот или иной человек, не может никто, потому что в процесс формирования личности активно «вмешиваются» врожденные безусловные рефлексы, наследственность, свойства нервной системы и большое количество инстинктов. Из этой «гремучей смеси» еще до рождения в человеке образуется поведенческая матрица, которая проявляет себя на протяжении всей жизни. Ее основу составляют инстинкты, самыми сильными из которых являются самосохранение и продолжение рода. Каждый из них имеет свою противоположность. Так, антиподом инстинкта самосохранения является инстинкт смерти, направленный или на себя (суицид), или на других людей (убийство).

В обыденной жизни инстинкты находятся как бы в «спящем режиме» и включаются при наличии мотивационных условий. Условия трагедии в Столбцах, включившие инстинкт смерти, на мой взгляд, были такие: причина — какая-то обида на учительницу и сверстника; потребность — отомстить; цель — убить. К тому же здесь налицо полное отсутствие Божьего закона «Не убей» и таких нравственных качеств, как жалость, сострадание, милосердие и эмпатия. Всё это в сочетании с сильной нервной системой и создало «критическую массу» обстоятельств, приведших к продуманному тяжкому преступлению. Так кто виноват? Родители? Как сказать.

СЕМЬЯ

Вполне вероятно, что в том случае родители не уделяли должного внимания нравственному воспитанию своего сына, но, с другой стороны, нравственность невозможно вложить в человека насильно.

В каждой семье всегда складываются определенные ценности, правила, взаимоотношения и традиции, и мы не всегда знаем, как на самом деле там организовано воспитание, но и воспитатели детсадов и школьные педагоги имеют дело с детьми с уже сложившимися характерами. Их много, но наиболее выраженных шесть: лицемерный, честолюбивый, злобный, заласканный, добродушный и непритязательный. Названия этих психотипов говорят сами за себя, и целиком положительными можно назвать только два: добродушный и непритязательный.

Вмешиваться в семейное воспитание — дело неблагодарное, но всё же несколько советов от психологов молодым родителям хотел бы привести:

1. Личный пример — самое сильное воспитательное средство. Поступайте так, чтобы дети вами гордились.

2. Упорядоченное общение. Избегайте в разговорах с детьми циничных высказываний и осуждения других людей, в том числе учителей.

3. Наказание. За проступки временно лишайте ребенка какого-либо удовольствия. Причинение боли и душевных страданий недопустимо.

4. Осуждать нужно не ребенка, а его поступок. Оскорбительные высказывания в адрес ребенка могут снизить его самооценку и привести к развитию комплекса неполноценности.

5. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми: это развивает зависть, злобу и лицемерие. Сравнивать можно только с ним самим (ты мог бы сделать это и лучше).

6. Трудолюбие — важнейшее качество любого человека. Наиболее благоприятный период для воспитания трудолюбия — от 5 до 8 лет.

7. Будьте готовы к тому, что после 12 лет мнение сверстников для ребенка может стать важнее вашего. Идет процесс самоутверждения, поэтому начинайте общаться с ребенком как со взрослым: обсуждайте с ним семейные проблемы, спрашивайте совета — это улучшит отношения.

8. Приучайте ребенка к чтению: оно способствует развитию мозга, эмоциональной сферы и как бы исподволь готовит к будущей взрослой жизни.

9. У ребенка должны быть какие-то постоянные обязанности по дому. Это приучает к порядку и ответственности. Платить за домашний труд психологи не советуют, чтобы с детства не вырабатывалось потребительское отношение к жизни. Вознаграждение допускается только за проявленную инициативу или за сделанное сверх постоянных обязанностей.

10. Приучайте детей интересоваться делами родственников, звонить им, навещать и т. д. При посещении кладбища берите их с собой, учите ухаживать за могилами умерших родственников, тогда и ваши никогда не зарастут бурьяном.

ШКОЛА

Перед школой, как известно, стоят три важнейшие задачи: научить, развить и воспитать растущего человека. Четких границ между ними не существует, но всё же нужно иметь в виду, что обучение и развитие — обращение больше к разуму ребенка, воспитание же — к его чувствам.

К сожалению, воспитательный процесс в школе носит теоретически-просветительский характер. Поэтому некоторые психологи называют его непредметным обучением. Не лучше ли вместо разговоров о чуткости и доброте навестить больного одноклассника? А можно ли назвать воспитанным подростка, который, зная, что в транспорте нужно уступать место старшим, не делает этого? Нет, конечно! Он обучен, но не воспитан.

Тем не менее я далек от мысли, что это вина одной только школы. Человек совершает определенные поступки, исходя из своих интересов и потребностей. И поэтому любая невоспитанность проявляется тогда, когда они становятся важнее нравственных законов, не ставших убеждениями. А на формирование убеждений в школе влияет всё — от личности учителя до температуры воздуха в классе. Другими словами, воспитывает вся школьная жизнь, и от качества ее организации зависит и результат. Если в школе сложилось плодотворное сотрудничество между педагогами и детьми, если в атмосфере доброжелательности, тепла, уюта и доверительных отношений все чувствуют себя в ней комфортно, то тогда можно говорить о таком феномене, как «дух школы». Это организационная культура (церемонии, ритуалы, постоянная забота о детях), дающая ощущение общности. В такую школу дети идут с радостью. Они знают, что там никто их не оскорбит и не унизит, не накажет без веских на то оснований. Мне повезло учиться в такой школе. Это была Слободковская СШ начала 50-х годов прошлого века.

ЗАМЕЩЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Замещенное воспитание — воздействие на сознание и подсознание человека факторов, не носящих целенаправленного характера. Часто это стихийные, спонтанно возникающие условия. Но в определенном смысле процессом можно и нужно управлять. Сюда можно отнести и «дух школы», и различные молодежные объединения, а также литературу, искусство, спорт и т. д. Другими словами, нельзя допускать, чтобы ребенок рос как трава. Особую бдительность как родителям, так и школе следует проявлять в отношении детей возрастной группы от 10 до 15 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Плохие поступки, с точки зрения общественной и религиозной морали, люди совершали, совершают и будут совершать всегда. Их можно объединить в 3 большие группы: ошибки, грехи, проступки (преступления). Ошибки подлежат исправлению, грехи — покаянию, проступки — наказанию. Кстати, выдающийся советский педагог А. С. Макаренко безнаказанность называл нравственным развратом.

Воспитание — это вечная социальная проблема, решение которой в принципе невозможно. Тем не менее вместо взаимных обвинений семье, школе и всему социуму следует усиливать сотрудничество, так как это единственный путь к улучшению результатов столь важной работы. ■

Август ВОЙТЕХОВИЧ.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.