По дискредитирующим обстоятельствам

Человек и закон

_(4)С 24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон «О борьбе с коррупцией». В нем впервые закреплен принцип приоритета мер предупреждения коррупции (ст. 4). Также впервые в систему мер борьбы с этим неготивным явлением прописали те, которые ранее либо никак не связывались с коррупцией, либо вообще отсутствовали, например, упрощение административных процедур и сокращение их числа. Фактически государство признало, что чем больше оно устанавливает административных процедур, тем больше создает условий для коррупции.

Новый закон определил, что меры борьбы с коррупцией будут реализовываться посредством создания и деятельности комиссий по противодействию ей. Порядок их работы должен определить Совмин (ст.5).

Среди ярких новшеств — запрещение в течение 5 лет назначать на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства, Совмина, обл- (гор-) и райисполкомов, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам (ст. 22). Такие лица ограничиваются также в возможности устроиться на работу на руководящие должности в другие организации, в том числе частной формы собственности. Полного запрета нет, но назначение на соответствующую должность возможно только по согласованию с председателем рай- и горисполкома, главой администрации г. Минска, на территории которого расположена организация или ее структурное подразделение.

Нововведение установлено и статьей 24 Закона. Она определяет, что государственным служащим, совершившим в период госслужбы тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием  своих служебных полномочий, не назначается и не выплачивается пенсия за выслугу лет. Не будет выплачиваться и ежемесячное денежное содержание, предусмотренное указом Президента “О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих”.

Сущетвенно совершенствуется порядок декларирования  доходов и имущества. Этому в новом Законе посвящена отдельная глава. Следует отметить, что госслужащим и приравненным к ним лицам необходимо ежегодно декларировать не только собственные доходы и имущество, но и доходы супруга (супруги), несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, а также совершеннолетних близких родственников, живущих вместе с ними и ведущих общее хозяйство.

Если госслужащий предоставил неполную или недостоверную декларацию (за себя или несовершеннолетнего ребенка), то это является основанием для отказа в приеме на работу либо для увольнения, также влечет административную ответственность.

Для недопущения формального подхода к применению мер взыскания исключается ответственность за малозначительные неточности при декларировании. Правда, только в том случае, если сам госслужащий заявит о такой недостоверности, а также, если размер ее не будет превышать 10% от правильного.

Кроме того, своеобразная ответственность наступает даже в том случае, если сведения в декларации достоверные, но размер расходов на приобретение имущества (работ, услуг) на 25 и более процентов превышает размер законно полученных доходов. В этом случае госслужащему предложат в течение месяца добровольно возместить соответственную разницу, если он не сможет объяснить законность приобретения имущества. В случае его отказа эта сумма может быть взыскана через суд по иску прокурора.

При выявлении явного превышения расходов над доходами соответствующие материалы передаются в прокуротуру для принятия решения в рамках уголовно-процессуального законодательства. Если будет возбуждено уголовное дело, то соответствующая сумма взыскивается по данному расследованию. Как комментировали сами разработчики данной нормы, все, что превышает 25%, будет просто конфисковано.

Сергей Галимбовский, заместитель прокурора района.