Приветливый и внимательный персонал, который обслуживает покупателей с улыбкой, давно перестал быть диковинкой в наших магазинах. Однако раз на раз не приходится: бывает, между сторонами происходит некое недопонимание и, казалось бы, на ровном месте вспыхивает конфликт. Недавно, будучи в одном из торговых центров в соседнем городе, наблюдала сцену, в которой захотелось непременно разобраться.
В торговом зале известного турецкого бренда рядом с собой замечаю женщину с дочкой. Они стоят возле вешалок с верхней одеждой и выбирают модные нынче искусственные шубки. Последних одной модели представлен целый ряд, но вот незадача – нужного размера как раз и нет. Наблюдаю, как разочарованно дочка еще и еще раз пересматривает вещи, убеждаясь, что всё-таки того, что нужно, нет. Мать пожимает плечами, мол, не судьба. Однако девушка замечает еще один экземпляр на манекене в зале. На этикетке тот самый размер – ура! «Сейчас попросим продавца, он снимет – и примерим», – говорит мама. Вместе с дочкой они оглянулись по сторонам и никого не заметили, подождали несколько минут – продавцов на горизонте не появилось. Я же наблюдаю дальше. Прождав еще некоторое время, женщина аккуратно стала снимать с манекена шубку, оставляя при этом ненастоящего человека в одежде. Неожиданно для всех участников ситуации к покупателям подбегает технический работник со словами «что вы делаете, как так можно, вы же не у себя дома, эта вещь не продается, она на витрине». Бросив предметы своего труда, уборщик помещений принялась натягивать шубку обратно на манекен. Покупательницы от такого наскока, мягко говоря, оторопели и попытались объяснить, что они же в магазине и хотят эту шубку примерить и, скорее всего, купить, а нужный размер как раз здесь. Но техработника было уже не остановить, она всё повторяла, что вещь не продается.
Естественно, мне стало интересно, чем история закончится. А разрешилась она с появлением продавца. Женщина с дочкой подошли, объяснили ситуацию, консультант спокойно сняла шубку с манекена и предложила примерить, а если товар подходит, пройти на кассу для оплаты. Кто здесь прав и можно ли купить вещь с манекена, спросили у компетентных специалистов.
– Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания в витринах магазинов должны выставляться образцы только тех товаров, которые имеются в продаже, и по требованию покупателя после проверки их качества они должны продаваться, – поясняет главный специалист отдела экономики Браславского райисполкома Елена Остановко. – Но если этого товара больше нет в наличии, магазин обязан убрать его с витрины, кроме случаев, когда он является частью композиционного оформления. Определить, является конкретный товар декором или нет, достаточно просто: на товар установлена цена, на декор – нет.
В этом случае расхожая фраза «покупатель всегда прав» действительно сработала. Да, так бывает не всегда, однако мы приходим в магазин за товаром, а дело персонала – продать его и получить прибыль, а не наоборот, заботиться, чтобы он аккуратно остался висеть на манекене. ■
Вера БУЛАНОВА.
