Вне границ. Браславщина стала местом долгожданной встречи родственников из Латвии и России

Главное
Ищите друг друга, что бы ни было, и ждите, несмотря ни на что. Эти слова известной телепередачи «Жди меня» вот уже 30 лет подряд дарят надежду людям, которые ищут родственников, близких и друзей по всему миру. Каждый выпуск – трепетное ожидание, каждый сюжет – невообразимое волнение и шанс на долгожданную встречу порой через десятки лет, а то и вовсе никогда не видевших друг друга людей. Зачастую истории человеческих судеб просто поражают своей невероятностью. И это не телеэкранные картинки – это жизнь, как она есть. Именно передача «Жди меня» воссоединила судьбы Стефана и Анжелы – отца и единственной кровной дочери. Они вновь обрели друг друга спустя пятьдесят лет и могли бы стать очередными участниками эфира, но… Вмешалась политика: в силу нынешней ситуации отец и дочь смогли встретиться лишь на гостеприимной браславской земле. Однако обо всём по порядку.

Через годы…

Ныне мурманчанка Анжела родилась в Даугавпилсе. Так сложилось, что, когда ей было четыре года, родители девочки разошлись. Отец ходил в море, но, несмотря на развод, и дальше, как мог, продолжал заботиться о дочери. По признанию Анжелы, она на него не в обиде: Стефан давал средства на ее содержание, привозил подарки, в общем, она ни в чём не нуждалась, хотя встречи с отцом-моряком перешли в разряд эпизодических и случались всё реже и реже.

Уже будучи пятнадцатилетним подростком, Анжела переезжает жить в Мурманск к бабушке. И лишь в 1996 году она вновь приедет в Даугавпилс за матерью, которую как русскоговорящую депортируют из Латвии. Тогда Анжела, сама того не зная, последний раз была в родном городе. Она заходила повидаться к своему дяде (брату отца), сам же Стефан на тот момент был в море. На этом связь обрывается, проходит еще время – адреса и контакты теряются окончательно.

… через расстояния

Переломный момент в этой истории наступил буквально лет пять тому назад, когда дети Анжелы – внуки Стефана – решили всё же найти своего деда. Они обратились в известную не только в России, но и далеко за ее пределами передачу, оставили заявку, данные для связи.

Примерно в это же время за тысячи километров от Мурманска в Даугавпилс возвращается из Ирландии падчерица Стефана. Кто-то сказал ей, что видел фотографию ее отчима во время трансляции «Жди меня». Она заходит на сайт, действительно находит там знакомое фото и обращается в редакцию передачи. Не сразу, но ей отвечают и передают контакты для связи с предполагаемыми родственниками. Несколько раз Лиана пыталась дозвониться до сестры по WhatsApp, но все попытки были тщетны. Анжела признается: думала, что ее атакуют мошенники.

– Папа очень переживал, что больше не сможет увидеть свою дочь, говорил, что на душе неспокойно, – вспоминает Лиана. – Однажды ему даже приснился сон, что он встретил Анжелу на улице, позвал ее, но та не признала или не захотела его признавать и ушла. После таких сновидений он в свои 86 лет с каждым днем терял надежду на встречу. Когда в очередной раз Анжела не ответила, я сфотографировала Стефана вот прямо за столом – как сидели, так и сфотографировала – и отправила вновь по мессенджеру с сообщением «это ваш отец, хочет с вами пообщаться». Слава богу, моя сестра наконец-то поняла, что ее не обманывают, и откликнулась.

– Я сразу его узнала, конечно, что вы! Это же мой родной человек! – делится эмоциями Анжела. – Вот как нашлись с зимы, так каждый день и созваниваемся, мы очень близко общаемся, я и дети мои. Они, кстати, тоже очень хотят увидеть деда (у Анжелы трое детей, один сын назван Стефаном в честь дедушки). Уже думаем, как это осуществить. Как видите, встретиться сейчас совсем непросто – границы-то закрыты. А ничего, что я родилась в Даугавпилсе, ничего их (власти Латвии) не беспокоит…

Встреча спустя полвека

Первый телефонный разговор, вспоминают родственники, был довольно осторожным. Стефан очень переживал, подбирал подходящие слова, от волнения перехватывало дыхание. Но с каждым разом общаться становилось всё проще. Сейчас дочь и отец болтают по видеосвязи, как будто всю жизнь жили рядом и не расставались. Анжела поддерживает отношения и со своей сестрой (дочь второй жены Стефана, которую Анжела считает сестрой), и с кузиной. По телефону те показывают ей родной Даугавпилс, знакомые до боли и излюбленные места. Она же всё помнит и не теряет надежды когда-нибудь вновь там побывать.

Пока же встреча спустя полвека прошла на Браславщине. Обстоятельства так сложились, что здесь, на нашей земле, у даугавпилсчан нашлись знакомые, которые любезно предоставили на несколько дней свою дачу. Стефан приехал со своей падчерицей и ее мужем (который, кстати, с семи лет проводил лето в Борунах у бабушки), племянницей. Сейчас дорога вместо 50 километров превратилась в 200, на границе семья провела полтора часа – совсем немного по теперешним меркам, но это из-за почтенного возраста Стефана. Некогда тесные соседские отношения превращаются вовсе в недружественные: Латвия продолжает ужесточать правила въезда, в том числе и для транзитных пассажиров. В то время как Беларусь, напротив, открыта для туристов и таких долгожданных встреч.

Путь в 2 000 километров проделала и Анжела: Мурманск – Минск – Браслав – лишь в час ночи она была на месте. Стефан не спал, ждал приезда дочери, волновался и не находил себе места. Родственники говорят, что отец и дочь встретились, как будто и не прощались, – очень тепло и радостно.

Сидя за общим столом, где все разговаривали и делились воспоминаниями, племянница и младшая дочь между делом отмечают, как же всё-таки похожи Стефан и Анжела: характер один в один, отношение к жизни, прямолинейность, общая у всего семейства, и любовь к животным – родство доказывать не нужно.

Вот такая интересная история жизни, где не последнюю роль в судьбоносной встрече латвийцев и россиянки сыграла приграничная Браславщина. В разговоре и те, и другие не раз благодарили нашего Президента за введенный безвиз и возможность увидеть друга друга. И, может быть, именно сейчас у воссоединенной семьи зародилась новая традиция – встречаться на гостеприимной браславской земле. ■

Вера БУЛАНОВА. Фото автора.