В самом конце лета на Браславщине работала международная поисковая экспедиция. На протяжении недели ее участники искали, поднимали и анализировали останки погибших воинов. Таким образом белорусы и россияне в очередной раз продемонстрировали важность сохранения объективной истории и неискаженной памяти.
Работы частично проходили в пограничной полосе. Оттуда до соседних государств буквально несколько метров. И одновременно целая пропасть…
Дело в том, что прибалты в последнее время активно борются со своим прошлым, воюют с уже погибшими советскими солдатами. По данным их же СМИ, только в Латвии к сегодняшнему дню снесли порядка 300 монументов, некогда воздвигнутых в память о борцах с нацизмом. Причем большинство – за последние два-три года. Особенно рьяно эта работа ведется почему-то накануне Дня Победы. Видимо, в пику всему, по их мнению, устаревшему. Но стареет ли память?
В нашей стране хорошо знают, что нет. В том числе и браславчане. В районе ухаживают за памятниками, даже спустя десятилетия восстанавливают их первозданный вид, ведут архивно-исследовательскую работу по поиску неизвестных бойцов, а в этом году – еще и полевые раскопки. Всё это непросто, небыстро и весьма затратно. Но, как известно, кто не помнит своего прошлого, не имеет будущего.
Особенно важно подчеркнуть, что сохранение исторической памяти – задача и инициатива не только государства, но и его самых обычных граждан. Это наш генетический код. Недавняя экспедиция «Браславский рубеж – 2025» наглядно показала, как много в нашей стране активных людей, готовых посвятить себя (и посвящающих!) делу увековечения. Они берут отпуска, неделями живут в палатках, работают на общественных началах. Причем нередко целыми семьями и не считаясь с личным временем.
А за забором – другая реальность. Те хотят не воздвигнуть, а снести, не напомнить, а забыть, не увековечить, а предать забвению. Там тоже работают люди. И инструменты вроде одни и те же, но насколько разные у нас с ними цели… ■
Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ. Фото автора и из открытых источников.