Как помочь взрослеющему ребенку справиться с эмоциями. Советы психолога

Здоровье
В последнее время всё чаще в разговорах специалистов звучит тревожная тема – растущее число подростков, которые переживают глубокие душевные кризисы. Как помочь взрослеющему ребенку справиться с эмоциями, рассказывает педагог-психолог Браславской гимназии им. И. Н. Волчкова Жанна Юран:

– Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Это время, когда формируется личность, идет поиск себя, своих ценностей, своего места в мире. И, возможно, где то рядом с нами – в классе, в дворовой компании, в собственной квартире – может быть ребенок, который молча страдает, теряет интерес к жизни, чувствует себя одиноким и непонятым. И самое страшное – он может не знать, как попросить о помощи, а взрослые – не заметить, что с ним что-то происходит.

К сожалению, некоторые родители отказываются от психологического сопровождения ребенка в школе. А ведь современные и безопасные методики позволяют школьному психологу вовремя заметить первые признаки тревожности, понять, что подростку трудно, и поддержать его. Вовремя оказанная помощь может стать ключом к эмоциональному благополучию и успешной учебе. Ведь если ребенок внутренне неспокоен, если ему тревожно или некомфортно, он не сможет сосредоточиться на главном – на процессе обучения. Тревога, как невидимый груз, мешает мыслить ясно, запоминать, слушать учителя и включаться в учебную деятельность.


Особенно тревожные признаки – когда подросток говорит фразы вроде «мне всё равно», «я устал», «никто меня не понимает». Даже если это звучит как шутка или он просто бурчит между делом – это может быть попытка донести боль. Некоторые дети выражают внутренний дискомфорт через рисунки, записи в дневнике, посты в соцсетях – мрачные, философские, полные размышлений о жизни и смерти. И если мы привыкли считать это «подростковой драмой», то рискуем не заметить, что за этим стоит настоящий крик о помощи.


Родителям важно понимать, что главная цель специалиста – не диагностировать проблемы, а помочь ребенку чувствовать себя лучше, увереннее и счастливее, чтобы он мог учиться с интересом и без лишнего напряжения.

Кризисное состояние у подростка – это не признак слабости и не капризы. Это реальная эмоциональная перегрузка, возникающая на фоне внутренних и внешних трудностей. Многие родители говорят: «У нас всё хорошо, ребенку ничего не нужно, почему он грустит?» Но важно понимать: физический комфорт и отсутствие явных проблем – это не гарантия душевного благополучия. Подросток может чувствовать себя потерянным, даже если у него есть всё – модная одежда, гаджеты, поездки на море. Главное, чего ему не хватает – ощущения, что его видят, слышат, принимают таким, какой он есть.

Что делать, когда вы чувствуете, что с вашим ребенком что-то не так? Прежде всего – не игнорировать. Не ждать, что «само пройдет». Не ругать за «лень» или «неблагодарность». Попробуйте просто подойти. Сядьте рядом. Скажите: «Я заметил, что тебе тяжело. Хочешь поговорить?» Главное – не перебивать, не осуждать, не предлагать немедленные решения. Просто выслушайте. Пусть знает, что он не один, что его чувства важны, что он может быть собой, даже если он – испуганный, злой или потерянный.

Подросток в кризисе как человек в бурю: он может не видеть берега, не слышать голосов. Но если кто-то протянет руку, если скажет: «Я вижу тебя. Я рядом. Ты важен» – это может стать началом пути к исцелению. ■


Иногда родители боятся «навредить» или «раскопать то, что лучше не трогать». Но молчание – это самый большой вред. Лучше спросить, чем промолчать. Лучше услышать правду, чем жить в иллюзии, что «всё в порядке».