Продолжаем рассказ о боевых заслугах наших земляков на основе краеведческого проекта учащихся Видзовского государственного колледжа «Живая память».
Начальник штаба инженерных войск 70-й армии Незаменимой частью любой боеспособной армии издавна являются инженерные войска. Круг их боевых задач довольно широк: инженерная разведка – на наличие мин, оборонительных сооружений, ложных позиций противника; быстрое наведение мостов и переправ, организация оборонительных позиций, разминирование, устройство инженерных заграждений и рвов, установка минных полей, производство взрывных работ и многое другое, часто под огнем врага. Понятно, что элитой инженерных войск являются саперы, ведь данные военные специалисты всегда идут впереди войск и даже разведки.
Были в рядах этих частей, так необходимых на войне, и наши земляки. Штабом инженерных войск советской 70-й армии с 1944 года умело командовал полковник Леонид Захарович Воронов, родившийся в 1902 г. в д. Карделишки ныне Видзовского сельсовета. В 1919 г. он в рядах ЧОН – частях особого назначения, боровшихся с контрреволюцией на Восточном фронте. В 1921 г. добровольно вступил в ряды Красной армии. В боях Великой Отечественной – с 1942 г. Зимой 1944 г. 70-я армия отражала вражеское контрнаступление под украинским городом Ковель. В этих боях под командованием нашего земляка бойцы-саперы оперативно подготовили минные поля, баррикады, взрывали мосты, что вместе с огнем пехоты и артиллерии остановило противника. При подготовке к наступлению в ходе Висло-Одерской операции в январе 1945 г. под артиллерийским огнем наш земляк лично руководил разминированием 145 проходов во вражеских минных полях и организацией переправ через р. Висла.
В апреле 1945 года Л. З. Воронов – руководитель оперативной группы по организации переправы через р. Одер советских войск, которые рвались на Берлин. Так написано в наградном листе: «…Сумел организовать десантно-паромные переправы и 2 понтонных моста, чем обеспечил быструю переправу бойцов и техники 2-х стрелковых, 2-х танковых корпусов и 3-х артиллерийских бригад РГК, что способствовало быстрейшему разгрому противника».
Заслуги славного уроженца Браславщины командование отметило орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Суворова 2-й степени и медалями.
Сапер инженерноминной роты
На той же реке Одер весной 1945 г. при постройке моста отличился еще один наш земляк – Станислав Станиславович Бейнер, сапер 29-й гвардейской мотострелковой бригады, уроженец д. Шалокунди, которая недалеко от Видз. В боях Великой Отечественной войны – с июля 1941 года. Вновь строчки из наградного листа: «… бесстрашно работал на постройке переправы. Бомбежкой вражеской авиации переправа была частично разрушена. Тов. Бейнер, презирая смерть, под пулеметным огнем восстанавливал переправу. За геройство и мужество достоин высшей Правительственной награды – звания Герой Советского Союза», что при согласовании поддержал командир корпуса. Но вышестоящее руководство представило воина к ордену Славы ІІІ степени. Почему так произошло? По статусу награды за форсирование под огнем врага крупной реки бойцы, совершившие это первыми, получали Звезду Героя, как 2 438 воинов за преодоление Днепра. В наградном приказе много однополчан нашего земляка вместе с ним представлены к этому высокому званию, но и они также получили только ордена. Почему? Наверное, появились какие-то субъективные причины… ■
Виктор БУНТО, преподаватель, краевед.