Электрическая энергия прочно вошла в наш быт. Сегодня невозможно представить жизнь человека без электрических помощников в быту, на производстве и сельском хозяйстве. Для распределения и доставки электрической энергии от электростанций и ТЭЦ (генерирующих мощностей) к потребителям (центрам нагрузок) применяются высоковольтные линии электропередач различных классов напряжений (далее — ЛЭП). ЛЭП проходят по сельскохозяйственным полям, по лесным массивам, болотистой местности, вдоль больших водоемов, рек и озер, в городах и населенных пунктах. Для ЛЭП каждого класса напряжения существует своя охранная зона, чем выше класс напряжения воздушной линии, тем большая устанавливается зона. Основная задача охранной зоны ЛЭП предотвратить прямые и косвенные факторы негативного воздействия электрического тока на организм человека. К прямым факторам негативного воздействия относят поражение электрическим током при непосредственном контакте с проводом воздушной линии, поражение шаговым напряжением и дуговым разрядом. Под косвенными факторами подразумевается пагубные воздействия электрического поля высокой напряженности.
Охранная зона ЛЭП представляет собой зону в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны воздушной линии от крайних проводов при не отклоненном их положении на соответствующее расстояние h (рис.1), при классе напряжений: до 1000В – 2м; до 20000В — 10м; 35000В — 15м; 110000В — 20м; 220000В — 25м; 330000В — 30м.
Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований Правил охраны электрических сетей напряжением до и свыше 1000В. В охранных зонах электрических сетей напряжением свыше 1000В без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается:
а) производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
б) осуществлять всякого рода горные, погрузочно — разгрузочные, дноуглубительные, землечерпательные, взрывные, мелиоративные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, располагать полевые станы, устраивать загоны для скота, сооружать проволочные ограждения, шпалеры для виноградников и садов, а также производить полив сельскохозяйственных культур;
в) осуществлять добычу рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи);
г) совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
д) производить земляные работы на глубине более 0,3 метра, а на вспахиваемых землях — на глубине более 0,45 метра, а также планировку грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
Нарушение Правил охраны электрических сетей приводит к несчастным случаям:
так, 22.09.2020 г. в филиале «СГЦ «Заднепровский» ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов» после буксирования застрявшего в зерновом поле автомобиля МАЗ кормоуборочным комбайном «Ягар-850», выехав на грунтовую дорогу автомобиль и комбайн, высота которого более 4,5 м, остановились в охранной зоне ВЛ-10 кВ, проходящей вдоль дороги. Силосопровод комбайна при этом оказался в непосредственной близости к крайнему проводу линии. При снятии металлического буксировочного троса с комбайна водитель автомобиля попал под напряжение. Согласно медицинскому заключению, пострадавший получил ожоги волновой дугой обеих кистей, передней брюшной стенки.
19.08.2020 в Барановичском районе на площадке складирования и хранения зерна территории филиала ОАО «Птицефабрика Дружба» индивидуальный предприниматель по договору о перевозке грузов осуществлял выгрузку зерна. После выгрузки, не опуская кузов полуприцепа, продолжил движение автомобиля в сторону выезда, задев при этом провод ВЛ-10кВ. Выйдя из автомобиля, пострадавший увидел загоревшиеся передние колеса и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При приближении к кабине и прикосновении к ручке двери попал под напряжение прикосновения и был смертельно травмирован электрическим током.
01.09.2020 в г. Гомель водитель для выгрузки речного песка установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛ-10кВ. При подъеме кузова приблизился и зацепил провод ВЛ, в результате чего произошел его обрыв с дальнейшим возгоранием самосвала. Пострадавших нет.
04.09.2020 в д. Войниловичи Несвижского района водитель установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛ-10кВ. При подъеме кузова зацепил провода ВЛ. После разгрузки песка вышел из автомобиля для очистки кузова. Заметив дымление задних колес, направился к кабине автомобиля и попав под шаговое напряжение был смертельно травмирован электрическим током.
03.08.2021 при производстве работ комбайном вблизи н.п. Редишено Шкловского района произошло повреждение ВЛ-10 кВ. Из-за приближения на недопустимое расстояние к проводам ВЛ-10 кВ помощник комбайнера попал под действие электрического тока. Прибывшей бригадой скорой помощи пострадавший был доставлен в реанимационное отделение ЦРБ.
09.08.2022 в д. Семигостичи Брестской области, при разгрузке шрота рапса водитель грузового автомобиля покинул кабину для контроля выгрузки. После полной разгрузки автомобиль с поднятым кузовом начал самопроизвольное движение от места выгрузки в сторону ВЛ-10 кВ. При попытки остановить автомобиль, который уже коснулся правым бортом проводов ВЛ, водитель попал под действие электрического тока и был доставлен в реанимационное отделение ЦРБ.
В охранных зонах линий электропередач запрещается производить какие-либо действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей, привести к их повреждению или к несчастным случаям, и в частности:
а) размещать автозаправочные станции и иные хранилища горюче — смазочных материалов в охранных зонах электрических сетей;
б) посторонним лицам находиться на территории и в помещениях электросетевых сооружений, открывать двери и люки электросетевых сооружений, производить переключения и подключения в электрических сетях;
в) загромождать подъезды и подходы к объектам электрических сетей;
г) набрасывать на провода, опоры и приближать к ним посторонние предметы, а также подниматься на опоры;
д) устраивать всякого рода свалки (в охранных зонах электрических сетей и вблизи них);
е) складировать корма, удобрения, солому, торф, дрова и другие материалы, разводить огонь (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
ж) устраивать спортивные площадки, площадки для игр, стадионы, рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
з) запускать воздушные змеи, спортивные модели летательных аппаратов, в том числе неуправляемые (в охранных зонах воздушных линий электропередачи и вблизи них);
и) совершать остановки всех видов транспорта, кроме железнодорожного (в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением 330 киловольт и выше);
к) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче — смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи и вблизи них);
л) бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи).
Пренебрежение Правилами охраны электрических сетей приводит к несчастным случаям и к нарушению электроснабжения потребителей.
В целях исключения несчастных случаев с работниками сельского хозяйства, строительных организаций, организаций, осуществляющих грузоперевозки и организаций, производящих работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи, а также надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей Госэнергогазнадзор напоминает основные правила при работе автотранспорта в охранной зоне воздушных линий электропередач.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— находиться обслуживающему персоналу на машине вне кабины или защитного козырька;
— выполнять ремонтно-профилактические и погрузо-разгрузочные работы;
— работать при приближении или во время грозы;
— приближаться и тем более прикасаться к проводам ВЛ, в т.ч. какими-либо предметами;
— заправка машин горючими жидкостями;
— при падении провода ВЛ на машину водитель должен немедленно остановить машину. Если при этом можно освободить машину от оборванного провода передвижением машины, то необходимо сделать как можно быстрее и сообщить о случившимся в предприятие электрических сетей;
— в случае отсутствия такой возможности наблюдающий должен сообщить о случившимся предприятию электрических сетей, и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий. Приближаться к такой машине на расстояние менее (ближе) 10м запрещается;
— при работе машины без наблюдающего водитель должен сигналом тревоги привлечь внимание водителя ближайшей машины, который, оценив обстоятельства, должен сообщить о случившимся в предприятие электрических сетей;
— если в результате падения провода или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе согнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от нее только мелкими шажками (гусиным шагом), не отрывая ног от земли, проделав таким образом путь от машины на расстояние до 10 метров.
Повреждение систем электроснабжения приводит к значительному материальному ущербу, который возмещается субъектом хозяйствования, причинившим данный ущерб, энергоснабжающей организации. Также, согласно части 2 статьи 21.2. «Нарушение правил охраны электрических сетей» Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение правил охраны электрических сетей Республики Беларусь, вызвавшее повреждение электрических сетей или перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией либо причинение иного ущерба, предусмотрена ответственность в виде штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от 25 до 100 базовых величин, а на юридическое лицо – от 50 до 300 базовых величин.
Будьте осторожны, берегите себя и свою жизнь!
Начальник Браславской районной энергогазинспекции Сергей Шакур
Главный инженер Браславского РЭС Анатолий Кукьян