Эта программа рассчитана на учителей средних школ всех стран мира, и ее цель — содействовать взаимопониманию между педагогами, их школами и сообществами в США и за рубежом, делиться лучшими образовательными практиками и расширять опыт, повышать уровень преподавания своего предмета.
Чтобы стать участницей этого проекта, М. Дорониной пришлось пройти серьезный отбор среди многочисленных кандидатов. В посольство США в Республике Беларусь браславчанка выслала свои разработки уроков и различных мероприятий, написала множество эссе на педагогическую тему, сдала международный экзамен TOEFL на знание английского языка. После чего терпеливо ждала результатов комиссии из Вашингтона.
— Звонок из посольства США с одобрением моей кандидатуры вызвал шквал радостных эмоций и волнения, — рассказывает М. Доронина. — Когда чувства немного улеглись, начала усиленно готовиться: разрабатывала различные презентации, уроки и мероприятия.
Так с группой 20 педагогов из 19 стран со всех континентов браславчанка прибыла в США (штат Невада).
Программа Fulbright TEA довольно разноплановая, но в основном направлена на обучение самих педагогов. Поэтому участники проекта в первую очередь обучались в университете Невада г. Рино (UNR). Занятия проводили преподаватели этого учебного заведения, и длились они с 9 до 17 часов три дня в неделю.
— Учились мы по трем направлениям: методика преподавания английского языка, педагогика и информационные технологии, — продолжает М. Доронина. — Все занятия проводились в интерактивной форме. В обязательном порядке задавали домашнее задание. А по окончании программы мы предоставили отчет-презентацию о том, чему научились.
Безусловно, такой напряженный график дисциплинировал и стимулировал всех участников запомнить как можно больше и успешно освоить учебный материал.
В итоговой работе М. Доронина совместно с коллегами из Таиланда и Турции представила презентацию технологии драматизации историй, которую можно использовать на уроках по развитию навыков чтения и устной речи. Как утверждает собеседница, этот метод помогает превратить монотонный урок в спектакль, созданный самими учениками.
Плодотворными были занятия и по компьютерным технологиям, где участники проекта узнали о существовании огромного количества новейших информационных ресурсов.
Новые знания подтолкнули браславского педагога начать в США работу над собственным проектом «Книга Мира». По задумке автора, она будет состоять из двух частей: воспоминаний выпускников гимназии и англоговорящих гостей нашего района о Браславщине и видеорассказов участников программы из 19 стран мира о их государствах, школе и семье.
Общаясь со своими иностранными коллегами, М. Доронина узнала много интересного и необычного для нас в сфере образования других стран. Например, в Мали наполняемость классов составляет от 100 до 130 учеников. А в Таиланде в обеденный перерыв ученики и учителя читают молитвы. В Коста-Рике длинные «летние» каникулы начинаются в ноябре и заканчиваются в декабре.
О своем проекте браславчанка рассказала во время итогового семинара в Вашингтоне, где присутствовали 120 педагогов из 60 стран мира. Там же она презентовала Беларусь и нашу Браславщину с их потенциальными возможностями.
Два дня в неделю участники программы вели уроки в американских школах. Для ознакомления и сравнения М. Доронина выбрала для себя начальную и среднюю. По ее словам, американская система образования значительно отличается от нашей.
Классы там довольно большие: по 30 – 35 учеников, которые сидят за столами по 5 – 6 человек, поэтому им постоянно приходится работать в парах или группах. Если ученики не успели закончить работу на одном уроке, они продолжат ее на другом. Проверка и оценка знаний проводится учителем в конце темы в виде теста или письменного опроса. Все свои объяснения и пояснения учитель проецирует на интерактивную доску. Ученики используют ноутбуки на уроках только для поиска конкретной информации, а не для игр. Кстати, мобильными телефонами в школах пользоваться нельзя. В одном классе учатся дети разных категорий, в том числе с особенностями развития.
— Приятно удивило, — делится впечатлениями учитель, — увлечение американских шестиклассников не компьютерными играми на переменах, а чтением художественной литературы. И не потому, что обязал учитель, а по собственному желанию. Стеллажи с книгами есть в каждом классе.
Также бросается в глаза оформление школ и классов: на стенах, в холлах множество всяких тематических постеров, творческих проектов учеников и учителей.
Интересен и тот факт, что все школы в городе Рино одноэтажные — это очень удобно.
После недели наблюдений участники проекта приступили к своей педагогической деятельности. На первых уроках М. Доронина, используя видеопрезентации, рассказала американским школьникам о Беларуси, Браславщине и своей гимназии.
Им очень понравились наши национальные игры и песни, белорусские конфеты и драники. Дети были удивлены фактами, что всемирно известное приложение Viber и игра The World of Tanks созданы белорусскими программистами, а многие выдающиеся художники, ученые и актеры Голливуда имеют корни в Беларуси.
— Уроки проходили легко, — говорит собеседница, — в том числе благодаря неподдельному и живому интересу ребят к представителю новой культуры. А уж когда мы вместе играли в «картошку», «третий лишний», «пятнашки» и всей командой болели за наших участников на Дне спорта школы, стало понятно, что мои американские ученики ничем не отличаются от родных белорусских ребят.
Помимо учебной деятельности участники проекта были вовлечены в культурную и общественную жизнь педагогов, школьников и их родителей. Посещали футбольные и баскетбольные матчи, преподавали английский язык эмигрантам, присутствовали на заседании комитета по образованию г. Рино, где обсуждались вопросы финансирования образовательных проектов.
Жили участники программы в комфортабельных номерах местного отеля и обязательно с коллегой с другого континента. Соседкой М. Дорониной была учительница английского языка из Таиланда, что дало возможность из первых уст узнать традиции и культуру этого народа. Еще одним обязательным элементом программы было посещение своих патронатных американских семей, где гости могли познакомиться с их бытом и ощутить гостеприимство.
Особое место заняли поездки по стране во время выходных и небольших школьных каникул. Живописные озера, Вирджиния-Сити, Лас-Вегас, Гранд-Каньон, СанФранциско, Вашингтон — все эти места произвели на браславчанку неизгладимое впечатление.
— Благодаря участию в этой программе, — резюмировала Майя Доронина, — мы получили замечательную возможность использовать передовые методы и формы системы международного образования в наших школах, что, безусловно, даст импульс новым идеям и проектам. Также и участники принесли в школы, университет и семьи США свою национальную культуру. ■
Елена ПЕТУШКО.
Государственные символы - зеркало наших национальных ценностей, идентичности нашего народа и в Беларуси уровень уважения…
Продолжается консультативная помощь по медицинско-лечебному профилю преподавателя Витебского государственного медуниверситета для жителей Браславского района. Выезд…
В это воскресенье православные верующие будут отмечать Светлое Воскресение Христово - Пасху. Среди разнообразных праздничных…
С 2003 года 28 апреля Международная организация труда ежегодно проводит Всемирный день охраны труда, акцентируя…
В весеннюю пору года многие обращают внимание на запах сирени. Кажется, что этот чарующий аромат…
Налоговая инспекция напоминает: ...О формировании чеков плательщиками налога на профдоход. Инспекция МНС по Полоцкому району…