Прошедший год для Браславского филиала «Глубокского МКК» был довольно успешным. Здесь выпустили без малого 3 220 тонн готовой продукции, обеспечив процент роста 14,6 и выпуская в среднем 275 тонн сыра в месяц, переработали 26 964 тонны молока, освоили около 5 видов новой продукции. Словом, работали рентабельно и использовали имеющиеся мощности на 100 %.
Имея в ассортименте более 40 видов сыра, браславские сыроделы обеспечивают ими как внутренний, так и внешний рынок. Причем доля экспорта в прошлом году составила 87 процентов. Основной страной-потребителем стала Россия.
— Нашу продукцию с удовольствием покупают крупные торговые дома Москвы, Санкт-Петербурга, — говорит ведущий специалист филиала по продажам Марина Анетько. — Хорошо себя зарекомендовали в Краснодаре, Смоленске, Воронеже. И если раньше приходилось оббивать пороги и искать точки сбыта, то теперь мы дошли до такого уровня, что чаще всего нас находят сами. Новым экспортным направлением для филиала в прошлом году стал Калининград. Вместе с поставками в этот город мы получили бесценный опыт работы. Дело в том, что они осуществляются через Евросоюз, и нам необходимо было иметь дополнительный пакет документов в виде сертификатов «Здоровье» и «Происхождение». А это и особый тип транспортировки, и жесточайший контроль качества. К слову, наша продукция проверяется в собственной лаборатории, которая имеет сертификат соответствия системы HACCP.
НАССР — аббревиатура от английского «Hazard Analysis and Critical Control Point». В переводе на русский язык означает: «Анализ Опасностей и Критические Контрольные Точки». Это наиболее эффективная система повышения безопасности продукта, которая позволяет направить ресурсы в критические области производства, и при этом, безусловно, уменьшается вероятность выпуска несоответствующей продукции.
Среди самых ходовых сыров сами заводчане отмечают «Маасдамер-гранд» и «Маасдам». Это так называемые пропионовые сыры, в которых одноименные бактерии придают сладковато-ореховый привкус и запускают образование больших пузырьков воздуха — характерные крупные дырки. А вот сливочно-творожному крему «Браслаўскі пачастунак» не хватает должной рекламы. Кроме сыров «Пряный с грецким орехом», «Маасдам», «Эмменталь» и др., в конце года попробовали браславчане освоить и выпуск нового для себя продукта — йогуртного десерта с наполнителем «черника». Сыворотка, которую раньше попросту выливали, тоже приносит доход: ее концентрируют и отправляют на головное предприятие, где ставится линия по сушке молока.
Сработать прибыльно, по словам исполняющего обязанности директора, главного инженера филиала Артура Картышева, помогла и экономия энергоресурсов. В прошлом году заводчане полностью пользовались своей котельной на газу и брали воду из собственной скважины, которая окупилась за полгода. Затраты, разумеется, есть, но они минимальны.
Стопроцентное использование мощностей, постоянный рост объемов позволяет говорить о перспективе расширения производства уже в ближайшем будущем. ■
Вера БУЛАНОВА. Фото автора.