Упущенная возможность: как браславчане дом не утеплили

Новости
Не секрет, что наибольший удельный вес обращений граждан Беларуси в различные инстанции касается деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Причем преобладают вопросы, имеющие отношение к жилищному фонду, в том числе и к утеплению многоквартирных домов. Вот и жители двухэтажного жилого дома № 11 по ул. Октября в Браславе с 2011 года неоднократно обращались в КУП ЖКХ «Браслав-коммунальник» и райисполком по вопросам капитального ремонта их дома и утепления фасада.

Однако в результате обследования здания специалистами выяснялось, что оснований для проведения капитального ремонта нет. А тепловая модернизация и вовсе считается улучшением потребительских свойств жилья и осуществляется за средства собственников жилых и нежилых помещений. Для устранения сырости и продуваемости только в случае необходимости во время капремонта многоквартирных домов за бюджетные средства и отчисления граждан выполняется лишь утепление его торцов.

В июле прошлого года жители данного дома снова обратились в Браславский райисполком по вопросам капремонта и утепления фасада. Районная газета поинтересовалась у директора ГУ «Браславкоммунальник» Кирилла Каштальяна итогами рассмотрения обращения.

«Поскольку в 2019 году вступил в силу Указ Президента Беларуси № 327 «О повышении энергоэффективности многоквартирных жилых домов», – рассказывает К. Каштальян, – мы предложили собственникам жилья произвести в 2023 году тепловую модернизацию по нормам данного указа.

Этим документом определены условия и механизмы участия собственников жилых и нежилых помещений в финансировании энергоэффективных мероприятий по снижению потребления тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, сокращению затрат на отопление и повышению потребительских характеристик таких домов.

Напомню, в основу Указа № 327 положен принцип добровольного участия граждан в реализации энергоэффективных мероприятий. В свою очередь государство предлагает помощь в финансировании. Главное – поддержать людей в их желании снизить потребление тепла и повысить комфортность проживания.

Решение об их осуществлении принимают на общем собрании сами участники совместного домовладения, для чего необходимо согласие двух третей собственников от их общего количества и является обязательным для исполнения всеми. То есть неподписание договора о проведении энергоэффективных мероприятий не освобождает собственников от возмещения затрат по их проведению.

На общем собрании с участием представителей райисполкома и Государственного предприятия «Новополоцкая управляющая компания» (уполномоченное райисполкомом юридическое лицо) жильцов ознакомили с порядком проведения и предварительной стоимостью реализации энергоэффективных мероприятий, видами и сроками работ. Также пояснили, что источниками их финансирования будут средства, предусмотренные на капитальный ремонт жилищного фонда. При этом согласно Указу № 327 и заключаемым договорам 50 % затрат на проведение всех видов работ по тепломодернизации оплачивается из бюджета, а вторую половину собственники будут возмещать ежемесячно равными долями в течение 10 лет с даты подписания последнего акта приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ. Размер затрат, которые приходятся на отдельного собственника, определяется пропорционально доле общей площади принадлежащих ему жилых и нежилых помещений в общей площади помещений многоквартирного жилого дома. Преимущества такого механизма очевидны: с одной стороны, существенная поддержка государства, а с другой – нет необходимости платить сразу большие суммы за выполнение работ по тепловой модернизации.

Во время предварительного собрания большинство участников общего домовладения по улице Октября, 11 проголосовали за реализацию энергоэффективных мероприятий, поэтому была проведена большая подготовительная работа. Однако уже на стадии заключения персональных договоров две трети собственников, давших свое согласие на их проведение, не набрались».

Такой итог, пожалуй, нельзя иначе охарактеризовать, как упущенная возможность. По словам директора жилищно-коммунального предприятия, в случае согласия двух третей собственников квартир в доме № 11 по ул. Октября на осуществление тепломодернизации согласно нормам Указа № 327 им бы пришлось ежемесячно платить, по предварительным расчетам, чуть больше 20 рублей за улучшенные потребительские характеристики совместного домовладения. Согласитесь, сумма, как говорится, весьма подъемная. Позицию же граждан, по-прежнему рассчитывающих лишь на 100-процентный вклад государства, в данном случае конструктивной, пожалуй, не назовешь. ■

Казимир ПЕТУШКО