В Беларуси внесли изменения в ПДД. Комментарий ГАИ

Новости
Законодательство, регулирующее в Беларуси дорожное движение, меняется поэтапно. Часть изменений уже вступила в силу с 22 сентября 2022 г., а часть вступит через месяц – с 27 октября. Именно о них мы поговорили с вриод начальника ОГАИ Браславского РОВД Анатолием Боровиком.
– Анатолий Казимирович, расскажите нашим читателям, какие изменения в Законе «О дорожном движении» действуют на территории страны с сентября.

– Начну, пожалуй, с документов. Первое новшество в том, что обменять или получить водительское удостоверение взамен утраченного, в том числе образца МВД СССР и международное водительское удостоверение, теперь можно независимо от места регистрации.

Также законодательно закреплено право получения международных водительских удостоверений. Они выдаются в Беларуси со 2 апреля 2020 года. Национальные белорусские права действуют в 84 странах, подписавших Венскую конвенцию 1968 года. Международные права нужны для стран, которые подписали только Женевскую конвенцию о дорожном движении 1949 года (например, Австралия или США).

– Некоторые нововведения касаются тех, кто только собирается стать водителем, то есть проходит или будет проходить обучение в автошколах. Что изменилось для их людей?

– Да, благодаря изменениям появилась возможность обучаться и сдавать экзамены в ГАИ на автомобилях с автоматической коробкой передач. Но следует знать, что в этом случае в водительских удостоверениях будет сделана соответствующая пометка. При этом водитель, сдавший экзамен на «автомате», не будет иметь права управлять транспортным средством с «механикой».

Что касается автошкол, то уже не нужно согласовывать с ГАИ маршруты, на которых проходится обучение вождению, однако МВД по-прежнему будет решать, на каких дорогах обучаться запрещено.

– А правда ли, что инспектор теперь сможет видеть, пройден ли медосмотр у водителя, даже если тот не имеет в руках справку?

– Да, определен новый порядок прохождения обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механического транспорта и самоходных машин. Для централизованного отслеживания выданных водителям медсправок Минздрав будет вести учет этих данных. Доступ к ним получат МВД и Минсельхозпрод.

– А есть ли нововведения в части техосмотра?

– Изменились правила прохождения гостехосмотра. В частности, ужесточены требования, предъявляемые к тормозным системам и внешним световым приборам (например, фарам дальнего и ближнего света). Но как утверждают на станциях техобслуживания, водитель особо не заметит изменений, проходя этапы диагностики авто.

– Анатолий Казимирович, а какие изменения в ПДД ждут участников дорожного движения в октябре?

– Целый ряд нововведений касаются пользователей электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и прочих подобных устройств. Для них вводится понятие «средство персональной мобильности». Передвигаться на таких устройствах будет разрешено по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч, не создавая препятствий для движения пешеходов.

Также будет установлено возрастное ограничение для использования подобного транспорта – с 14 лет. Но следует знать, что оно не будет действовать в жилых и пешеходных зонах.

Ряд мер направлен на стимулирование использования электротранспорта. Среди них – возможность проезда электромобилей по полосе движения общественного транспорта, развитие электрозарядной инфраструктуры.

– О каких еще изменениях необходимо знать водителям?

– Оптимизируются скоростные лимиты. Так, закрепляется возможность передвижения вне населенных пунктов на автомагистралях и дорогах для автомобилей, мотоциклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей массой не более 3,5 т со скоростью не более 120 км/ч, а для автобусов – не выше 100 км/ч.

Также появится новый дорожный знак «Зона с ограничением максимальной скорости движения». При его наличии скорость движения транспортных средств по определенным территориям, например в зоне плотной жилой застройки, ограничивается 30 км/ч.

Запретят перевозку пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, на мотоцикле (кроме бокового прицепа к нему) и мопеде. При этом данные лица по требованию сотрудников ГАИ будут обязаны пройти освидетельствование.

Также водителей обяжут в период с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября при нахождении на дорогах в светлое время суток включать ближний свет фар. Таким образом в ПДД закрепят ежегодно проводимые ГАИ акции, приуроченные к началу и окончанию учебного года.

А вот, например, на круговом движении теперь подача светового сигнала указателем поворота не будет обязательной.

– Ждать ли нововведений велосипедистам?

– Да, с этого года совершенствуется порядок участия велосипедистов в дорожном движении. В частности, передвигаться вне населенных пунктов в темное время суток они должны будут в одежде со световозвращающими элементами. Исключение составят случаи движения по велосипедной дорожке.

Пересекать проезжую часть велосипедист будет обязан по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При этом велосипедист вправе не спешиваться.

– А пешеходам?

– В целях повышения безопасности движения уточняется порядок представления преимущества в движении. Оно будет считаться предоставленным, если расстояние между транспортом и приближающимся пешеходам составило не менее двух полос движения (при их наличии). При этом водитель обязан предоставить преимущество пешеходам, не закончившим переход, и уступить дорогу велосипедистам, завершающим пересечение.

Хочу уточнить, что сейчас мы затронули только основные изменения в ПДД, но не все, поэтому советую участникам дорожного движения в ближайшее время познакомиться с ними в официальных источниках и строго соблюдать. Помните, что незнание закона не освобождает от ответственности!

– Благодарю за содержательный разговор. ■
Ольга ПОТАПОВИЧ