Тайна сломанной таблички. В Браславском районе установили имя очередного ранее неизвестного солдата

Год исторической памяти
Недавно заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Екатерина Колодынская заинтересовала меня фотографией самодельной пластинки из алюминия, прибитой гвоздями к кресту на кладбище в д. Кривосельцы Плюского сельсовета. К сожалению, сохранилась лишь часть этой своеобразной вывески. Правая ее половина отсутствовала, а на куске можно было прочитать: «Копит… орденоносец… Никола… рожденья 191… в к… с 1939… Калини… Кимро…».

Надпись и форма таблички в виде звезды наводили на мысль, что это захоронение времен Великой Отечественной войны. Имея некоторый опыт подобной работы, я попытался найти имя похороненного здесь воина. Это иногда позволяют сделать возможности интернет-ресурса «Память народа», составленного на основе документов времен Великой Отечественной войны.

Зацепками стали несколько логических умозаключений и предположений. Первая: вероятное имя «Никола..» в третьей строке, тогда слово в первой строке «Копит…» – звание (с ошибкой) капитан. Вторая: похоже, что похоронен родился с 1910 по 1919 гг. Третья – «Калини… Кимро…» наводила на версию, что указаны Калининская область и расположенный там город Кимры. Четвертая: могила в Браславском районе и погребенный воин, скорее всего, погиб в 1944 г. Поиск на сайте «Память народа » издал свыше десяти фамилий, среди которых частям надписи полностью соответствовал капитан Николай Сергеевич Овечкин, действительно погибший 17.07.1944 г., Родом он из г. Кимры и похоронен на кладбище д. Кривосельцы нашего района.

Ряд документов с того же интернет-ресурса позволил проследить биографию и боевой путь офицера-минометчика.

Родился он в 1918 году. В 1939-м призван в ряды Красной армии. В боях Великой Отечественной войны участвовал с 1941 г.

В 1942 году после офицерских курсов направлен в 295-й минометный полк Московского военного округа, который формировался в Рыбинске. Воевал на Воронежском фронте.

С 5 июля по 23 августа 1943 г. 6-я гвардейская армия, в состав которой вошел 295-й минометный полк, участвовала в Курской битве и приняла на себя всю мощь ударов врага на южной стороне Курского выступа. В ходе 6-дневных кровопролитных боев воины армии совместно с 5-м гвардейским танковым корпусом на выгодных рубежах сдерживали натиск ударной группы противника и нанесли ему существенный урон.

В этой битве лейтенант Н. С. Овечкин показал себя мужественным офицером. В боях 4 – 7 июля его батарея отбила 11 атак противника, а 9 июля, попав во вражеское окружение, он вызвал огонь на себя, а через несколько дней раненым продолжал управлять огнем подчиненной батареи. Храбрость героя была отмечена одним из высших боевых орденов – Боевого Красного Знамени.

Далее были бои за освобождение Белгорода и Харькова.

С октября 1943 г. полк Овечкина был переброшен в состав Прибалтийского фронта и к весне 1944 года вел бои под Невелем. В конце декабря 1943 г. минометчики 6-й батареи героя метким и сильным огнем поддержали наступление советской пехоты и вместе с пехотинцами разгромили врага. За эти бои лейтенант Н. С. Овечкин получил второй орден – Отечественной войны II степени.

С 23 июня 1944 года 295-й минометный полк в составе 1-го Прибалтийского фронта участвовал в белорусской стратегической операции «Багратион». После прорыва немецкого фронта и освобождения Полоцка войска 6-й гвардейской армии продолжали преследовать противника, отступавшего в направлении Браслава и Даугавпилса. В военной истории эта ситуация даже получила особое название — «Прибалтийский прорыв».

Но враг быстро опомнился и июльскими днями 1944 г. предпринял жесткое сопротивление в окрестностях Браслава – около Плюс, Зарачья, Карасина. Немецко-фашистские войска стремились не допустить выхода Красной армии к Риге, который мог привести к окружению и разгрому целой группы немецких армий «Норд».

В журнале боевых действий 6-й гвардейской армии указано: «…17 июля 1944 г. противник, наступая с севера от д. Плюсы на д. Дубино и Кривосельцы, совершил несколько безуспешных атак в первой половине дня. Затем не предпринимал никаких активных действий, кроме активного боевого воздействия на боевые порядки и тылы огнем артиллерии и минометов…».

В этот день и погиб капитан Овечкин, командир 1-го дивизиона 295-го минометного полка. Командование в письме на посмертное награждение орденом Отечественной войны I степени так описало его последние подвиги:

«… За время поддержки 9-й стрелковой дивизии с 8 по 17 июля, когда противник на узком участке крупными силами неоднократно переходил в контрнаступление, тов. Овечкин за период с 14 по 17 июля отбил до 8 контратак, уничтожив при этом до 100 вражеских солдат и офицеров. 17.07.44 г. капитан Овечкин находился на наблюдательном пункте, корректировал огонь дивизиона и погиб смертью храбрых от вражеского осколка».

Скорее всего, в тот же день героя похоронили на кладбище В. Кривосельцы, так как в ночь на 18 июля советские войска из этих мест по приказу отошли на более удобные для защиты позиции у д. Красносельцы и Петуховщина.

Вот такие истории дают повод осознать, что наша браславская земля не образно, а буквально щедро полита кровью… ■

Виктор БУНТА, краевед, агр. Погоща