Рассказываем про самые популярные методы интернет-мошенников и способы противостоять им

Новости
Мошенничество в сфере информационных технологий продолжает оставаться актуальной проблемой. Чтобы не стать жертвой злоумышленников, важно понимать механизмы обмана и хотя бы минимально разбираться в тонкостях работы современных финансовых инструментов. О самых популярных методах интернетмошенников и способах противостоять им – в этом материале.
НЕ ДОВЕРЯЙТЕ РАЗГОВОРАМ В МЕССЕНДЖЕРАХ

Наиболее распространенный способ выманивания персональных данных – введение в заблуждение в ходе разговора в мессенджере.

Чаще всего, совершая звонок, например, в Viber, злоумышленники представляются работниками банков. Сообщают, что в настоящий момент осуществляются подозрительные операции по банковскому счету или о том, что на ваше имя оформляется кредит. «Для установления личности» предлагают назвать свои персональные данные, в том числе номер карты, ее секретный код на обороте, личный номер паспорта, а также коды из смс-сообщений. В большинстве случаев злоумышленники обращаются по имени, могут также назвать последние 4 цифры вашей банковской карты, иногда – последние цифры паспорта.

НЕ УЧАСТВУЙТЕ В КРЕДИТНЫХ «СПЕЦОПЕРАЦИЯХ»

Мошенники регулярно меняют схемы обмана. Также могут представиться сотрудниками милиции либо других правоохранительных органов, для убедительности присылают изображения поддельных удостоверений или договоров. Сообщают, что на ваше имя мошенниками оформляется кредит. Для их разоблачения убеждают взять еще несколько кредитов и перевести их на «специально созданный защищенный счет», а после окончания «спецоперации» обещают вернуть все деньги. При этом суть данной «спецоперации» необходимо держать в тайне.

Так, в 2021 году молодая мама двоих детей из Витебска после разговора с «сотрудницей банка» оформила на себя кредиты на потребительские нужды в трех банках города почти на 16 тысяч рублей, а полученные средства сама через терминал перевела мошенникам.

Аналогичные случаи неоднократно регистрировались в Витебской области (мужчина, 1987 г. р., – 4 кредита на сумму 23 000 рублей; женщина, начальник отдела на производстве, – 30 000 долларов с нескольких счетов; мужчина – 3 кредита на 18 000 рублей; пенсионерка – два кредита и накопления на 12 000 рублей).

НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Мошенники также могут предложить самостоятельно отменить операцию по счету или кредит. Для этого предлагают установить известное мобильное приложение, а в качестве доказательства отмены назвать код его регистрации. Затем, чтобы проверить баланс счета, просят войти в свой интернет-банкинг.

Между тем установленное приложение позволяет аферистам управлять или, в зависимости от модели, видеть всё происходящее на экране вашего телефона или компьютера, в том числе и введенный в интернет-банкинг пароль.

Так, в одном из районов Витебской области мужчине позвонили в мессенджере. Ему сообщили, что на его имя оформляется кредит, для отмены которого и разоблачения недобросовестного сотрудника банка необходимо установить определенное мобильное приложение, якобы для отмены операции, и оформить на себя кредит. Для убедительности ему были отправлены фото удостоверения сотрудника уголовного розыска и повестка в МВД. Мужчина установил приложение, оформил кредит. В ходе телефонной беседы с якобы сотрудником банка передал ему код регистрации приложения, в итоге злоумышленники смогли подсмотреть приходящие к нему коды из смс-сообщений от банка и увидеть пароль на вход в банковское приложение. Далее, используя эти данные с помощью установленного приложения, они перевели с его кредитных счетов двух банков деньги в сумме 77 000 рублей.

ПРЕДУПРЕДИТЕ О МОШЕННИКАХ ДЕТЕЙ

Новым способом мошенники получают реквизиты банковской карты через детей держателей карт – в ходе общения в соцсетях под видом сверстников.

По такой схеме 11-летняя девочка в ходе «дружеской» двухнедельной переписки в социальной сети с виртуальной подружкой по ее просьбе передала собеседнице фотографии платежной карты матери, тем самым сообщив персональные данные. Заполучив данные карты, злоумышленники перевели с нее все имеющиеся средства.

В ходе общения с ребенком можно попросить передать и другие данные, такие как фотографии паспорта или смс-коды, что может повлечь открытие онлайн-кредита. Объясните своим детям и родителям, что их необходимо держать в тайне.

ОТСЛЕЖИВАЙТЕ СВОИ СОЦСЕТИ

Получив доступ к аккаунту пользователя в соцсети (методом подбора пароля или вредоносного программного обеспечения), злоумышленник осуществляет рассылку сообщений интернет-друзьям и ждет отклика, убеждает под разными предлогами передать денежные средства или конфиденциальную информацию, например, фото банковской карты. Он отправляет сообщение: «Привет, можешь меня выручить до понедельника? Мне нужно оплатить кредит, а в этом месяце много было расходов, к понедельнику мне должны перечислить деньги». Или еще: «Можно, я дам реквизиты твоей карты? На нее придут деньги, потом отдашь мне. В долгу не останусь!»

Взломав аккаунт студентки одного из витебских вузов, мошенники от ее имени отправили сообщение с просьбой оказать материальную помощь на указанную банковскую карту в связи со скоропостижной смертью ее матери.

Также злоумышленники, получив пароли доступа к аккаунту, находят в переписке «интересные» фотографии и могут потребовать перевести некоторую сумму на свой счет за их неразглашение.

Так, в Витебске киберпреступник после получения доступа к аккаунту молодой мамы, находящейся в декретном отпуске, скопировал себе фото, которые она хотела сохранить в тайне, а на ее электронную почту отправил письмо с требованием перевести 650 долларов на его биткоин-кошелек.

ВНИМАТЕЛЬНО СОВЕРШАЙТЕ ПЛАТЕЖИ

Злоумышленники также пользуются методом фишинга, который заключается в том, чтобы подделать страницу платежной системы и получить данные банковской карты владельца. Фишинговая страница – это «зеркальная» страница сайта, созданная как точная копия настоящей. Чаще всего подделывают платежные системы и почтовые сервисы (Белпочта, Европочта, СДЭК, АвтоЛайт).

Ссылки на поддельные страницы присылают в мессенджерах продавцам товаров с площадок объявлений якобы для получения предоплаты за товар, на который оформлена доставка. В таком случае фишинговые страницы содержат сведения о продаваемом товаре и абсолютно повторяют фирменный стиль сайта, в том числе и сервис онлайн-консультанта.

Злоумышленники убеждают продавца товара ввести данные банковской карты, включая имя владельца, полный номер, срок действия и трехзначный код с обратной стороны карты. Данные, которые заполучает создатель страницы, дают ему возможность перевести все деньги с карты владельца.

Отличием фишингового сайта является то, что ссылка на него направляется лично в мессенджере, а интернет-адрес в названии имеет «опечатку», незаметное отличие в одной букве или цифре, но очень похож на настоящий. Например, в адресной строке вместо belapb.by может быть написано ibank-belapb.online, вместо belpost.by – belpost-by.me.

В Орше мужчина, индивидуальный предприниматель, надеясь получить деньги за продаваемый изготовленный шкафчик, перешел по ссылке в мессенджере, ввел реквизиты своей банковской карты, но, не получив деньги, начал общение с консультантом в чате поддержки. Консультант убедила его, что на сервере банка ведутся работы, поэтому необходимо попробовать ввести карту другого банка, что мужчина и сделал. В итоге с двух карт у мужчины списали более 10 тысяч рублей.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ?

• Никому не доверяйте по телефону и ни под каким предлогом не передавайте номер банковской карты, срок ее действия, трехзначный секретный код на обороте, логины и пароли доступа к банкингу, смс-коды от банка.

• Установите в мессенджере защиту от нежелательных звонков. При поступлении звонка от абонента, не внесенного в телефонную книгу, вы увидите пропущенный звонок и, если нужно, сможете сами перезвонить.

• Подключите услугу 3D Secure (обязательное подтверждение кодами из смс-операций, совершаемых держателями банковских карт с использованием карт в сети Интернет) и никому не передавайте коды (не вводите на страницах), полученные в личных сообщениях от банка. • При онлайн-оплате, в том числе услуг такси, проверяйте адрес сайта и используйте отдельную карту (виртуальную), храните на ней небольшие суммы.

• Настройте ограничения по своей банковской карте: выставьте запреты на проведение операций в интернете, установите максимальные суммы расходов в день (неделю, месяц), запретите проведение операций в отдельных странах и другие.

• Не устанавливайте программы по указанию незнакомых лиц.

• Не переводите деньги по указанию, полученному по телефону даже от работников банка или милиции.

• При поступлении звонка в мессенджере от работника банка закончите разговор и перезвоните в банк самостоятельно.

• При поступлении звонка в мессенджере от сотрудника милиции закончите разговор, перезвоните в милицию.

• Тщательно проверяйте адрес сайта на наличие «опечаток» – это может быть копия официального ресурса, зарегистрированного специально для введения в заблуждение. Помните, в адресе после имени сайта должен быть короткий домен (BY, COM и т. д.), а после него – наклонная черта (***.by/***, ***.com/***). ■

По информации управления по противодействию киберпреступности УВД Витебского облисполкома