Браславчанка, пройдя через весь ужас войны, сумела сохранить доброе и отзывчивое сердце

Год исторической памяти
Среди тех, кому довелось вынести тяготы и лишения военного времени, – малолетняя узница видзовчанка Мария Позняк, которая в воскресенье отметила 90-летний юбилей. Ее история, записанная учащимися местной школы, очередной раз напоминает: непростая судьба Марии Сафроновны – одна из множества подобных у людей старшего поколения.

Мария Позняк родилась в д. Лясковичи Октябрьского района Гомельской области, в семье колхозников она была четвертым ребенком. Мать воспитывала детей одна: отца арестовали в 1937 г. Накануне войны Марии было 9 лет, а вот воспоминания о том времени остались у нее отнюдь не детские.

О нападении фашистских захватчиков семья узнала через несколько дней, когда появились отступающие красноармейцы. Местность, где жила Мария, была лесистой, немцы появлялись наездами. В один из летних дней 1942 года вся семья уехала на сенокос, а девочка осталась дома. В это время в деревню приехали оккупанты, они стали всё осматривать, стрелять по крышам, и от автоматной очереди, пришедшейся на соломенное покрытие, загорелся дом Марии. Соседи не смогли ей помочь, их жилища тоже занялись огнем, и девочка смогла вынести только 2 подушки. Когда прибежали мать, братья, сестра, было уже поздно: от дома ничего не осталось. Довелось перебраться в землянку, которую вырыли здесь же во дворе.

Поскольку на территории Октябрьского района действовали партизаны, захватчики свирепствовали. Когда в очередной раз поползли слухи, что приближаются немцы, мать и сестра Марии погрузили вещи на лошадь и отправились в лес, так как ее старшие братья уже были в партизанах. Оккупанты, обнаружив полупустую деревню, направились на поиски сельчан. Это было в начале марта, и местная река Ареса разлилась. Многим пришлось переправляться вплавь, чтобы оказаться в спасительном лесу. Тех же, кто не успел до него добраться, и тех, кто остался в деревне, загнали в два колхозных амбара и подожгли…

Семья Марии прожила в лесу до конца марта. Но однажды немецкий летчик заметил дым от костров, на которых люди готовили пищу. Фашисты захватили людей и погнали в соседнее село, где всех рассортировали: стариков – в одну сторону, женщин и детей – в другую. Мария прижалась к сестре Нине, чтобы их не разлучили. Отобранных пешком отправили в Бобруйск – за 80 км, разместили в городской тюрьме. Затем погрузили в товарные вагоны и повезли в Германию.

Поездка длилась неделю, вагоны открывали редко, кормили плохо – и люди по пути умирали. По прибытии всех поместили в лагерь. Юношей и девушек отправили на завод, который находился рядом. Мария до конца 1943-го подносила уголь, убирала бараки, в которых жили узники.

В 1944 г. в лагерь приехали представители землевладельцев для поиска работников на своих земельных участках. Мария и ее родственники оказались в семье, где три сына воевали на Восточном фронте, и хозяева относились к работникам неприязненно. Во время частых налетов американской авиации все прятались в подвал. Однажды снаряд взорвался, когда Мария была еще на первых ступеньках лестницы, и ее ранило осколком. В поместье девочка прожила полгода, пока ее не освободили американцы и не отправили в советскую зону…

Дома всё было разорено, пришлось снова жить в землянке, зато сестра и братья остались живы. До войны Мария закончила лишь 2 класса, поэтому она с рвением взялась за учебу. Хотя не хватало книг и тетрадей, тяга к знаниям не угасала. После окончания школы девушка поступила в Молодечненский учительский институт и в 1954 г. была направлена на работу в Шарковщинский район. В школе вела не только белорусский язык и литературу, но и географию. Чуть позже она заочно закончила русское отделение филологического факультета Даугавпилсского педагогического института. Во время работы Мария Сафроновна встретила своего будущего мужа. В 70-е годы семья переехала на Браславщину и осела в Видзах. Здесь М. Позняк преподавала в средней школе до выхода на заслуженный отдых. Бывшие ученики с теплом вспоминают Марию Сафроновну и ее уроки родного языка. Сейчас она живет одна, но ее часто навещают двое детей, пятеро внуков и правнучка.

Пройдя через весь ужас военных лишений, Мария Позняк сохранила доброе, отзывчивое сердце. В 2005 году она награждена нагрудным знаком «Узнику нацизма» и медалью «60 лет Победы». ■