Помнить о каждом герое. История юного подпольщика из Слободки

Год исторической памяти
Неоценимый вклад, нередко жертвуя своими жизнями, вносили в победу на немецкими захватчиками юные белорусы. Одним из таких был уроженец Браславщины Федя Дерябо. О его жизни и военном подвиге рассказывает Майя Доронина, жительница города Браслава:
КАК СОБИРАЛАСЬ ИНФОРМАЦИЯ

– У меня была долгая дорога к этой статье: от записей тимуровца-подростка в школьной тетрадке до разговоров с исследователями, поисков информации в хранилище нашего Браславского историко-краеведческого музея и документальных книгах в наши дни.

Спустя годы чудом сохранилась школьная тетрадь конца 70-х годов прошлого века, в которой я, будучи ученицей и председателем Совета пионерской дружины Слободковской школы, карандашом делала записи о нашей поисковой работе в то время.

В конце 70-х годов группа «Поиск» красных следопытов, куда входила и я, разыскивала материалы, документы о жизни и героической смерти 16-летнего комсомольца – подпольщика Феди Дерябо, учившегося до Великой Отечественной войны в нашей школе. Нам повезло: в Слободке жила его родная сестра Мария Григорьевна Дерябо. Частые встречи у нее дома, куда я бегала с тетрадкой и ручкой, а также помощь, которую оказывали ей наши тимуровцы, сделали свое дело: мы стали добрыми друзьями. Помимо воспоминаний Марии Григорьевны, большую помощь в нахождении сведений о жизни Феди Дерябо оказал в свое время нам, тогда пионерам, и Виталий Брилевич, бывший член подпольной комсомольской группы г. Браслава.

Нам даже удалось найти людей, видевших Федю с братом, когда их вели на расстрел, слышавших, как он пел «Интернационал». Мы приглашали к нам в школу свидетелей – Климентия Рихтера и Виктора Родионова. К. Рихтер нам также рассказал о суде над изменниками Родины, состоявшемся в Слободке после освобождения деревни. Один из полицаев, участвовавший в расправе над юными братьями-героями, так оправдывал свои злодеяния: «Федя был очень сильно избит. Он бы и так умер».

Единственными официальными источниками, где я нашла краткую информацию о Федоре, были несколько газетных статей, сохранившихся в Браславском историко-краеведческом музее, и книга «Пусть знают и помнят потомки. Браславщина в 1941 – 1944 гг.», написанная двумя авторами – бывшим секретарем Браславского подпольного РК КП(б)Б, командиром партизанской бригады имени Г. К. Жукова Павлом Сыромахой и бывшим политруком взвода, доктором исторических наук Павлом Козловским в 1994 году. «Осенью 1943 г. Браславский подпольный райком комсомола поручил создать молодежную организацию учащемуся Слободковской СШ Федору Дерябе, который был ранее связан с партизанами. Федя взялся за дело. В группу вошли комсомольцы Альфред Войткевич, Иван Высоцкий, Петр Шарвель, Ольга Максимович. Они с энтузиазмом взялись за работу, собирали оружие, распространяли полученные из бригады им. Г. К. Жукова листовки. Партизанам сообщали всё, что им удавалось узнать о деятельности оккупантов. Почти пять месяцев слободковская группа работала успешно. Но, видимо, не хватило опыта конспирации: в феврале 1944 г. гитлеровцы арестовали Федора Дерябу. При обыске в его квартире обнаружили оружие, которое он не успел передать партизанам. Деряба пытался оказать сопротивление, но был зверски убит фашистами».

Своей поисковой группой мы не раз ходили на место гибели Федора Дерябы. Жители хорошо помнят, что расстрелы проводились за Слободкой, справа от дороги на Браслав.

КОРОТКАЯ И ТРАГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ФЕДОРА

В небольшой деревеньке Кирилино, что в 5 км от Слободки, в трудолюбивой крестьянской семье в 1926 году родился мальчик Федор. Уже в начальной Кирилинской, а затем и средней Слободковской школе проявлялись его недюжинные способности к математике, любовь к книге, природе, животным. Так бы и продолжал паренек ходить в школу и быть лучшим ее учеником, если бы не война, которая перечеркнула все планы. С самого ее начала Федор искал возможность установить связь с наиболее активной местной комсомольско-молодежной организацией, имевшей свой центр в д. Озеравцы. А тут еще и двоюродный брат Спиридон Дерябо над ним подтрунивал: мол, еще не дорос в свои 16 лет, чтобы в партизаны идти. Но не подозревал 18-летний брат Федора того, что этот щупленький паренек один, втайне от всех, собирал винтовки, гранаты, патроны, которые он нашел на заброшенном складе, оставленном частями Красной Армии при отступлении. В 1942 году настойчивый комсомолец с помощью брата Спиридона установил связь с партизанами и стал связным партизанской бригады «За Родину».

В 1943 году парню поручили создать молодежную подпольную организацию в деревне Слободка. Федор и его четыре надежных друга продолжили добывать оружие для партизан. Иногда слободчанину запрещали приходить в лес самому, тогда в условное место присылали других связных. Вот так однажды, в сентябре 1943 года, на встречу с Федором в Слободку, где размещался фашистский гарнизон, спешила 14-летняя пионерка, партизанка и связная Оля Максимович. На обратном пути ее схватили и расстреляли полицаи.

Еще крепче сжались кулаки Федора, еще большая злоба на фашистских извергов загорелась в его сердце, когда он узнал о гибели Оли. Но молодые люди продолжили дело: расклеивали листовки, добывали оружие и ценные разведданные по расположению вражеских гарнизонов, принимали участие в диверсиях на железной дороге. Не без их помощи была спасена еще одна мужественная 14-летняя подпольщица по кличке Стрелка – Клава Шинкевич, которую осенью 1943 года поймали в Слободке при выполнении задания. Партизаны отряда П. Н. Широкова, узнав от группы Ф. Дерябы о времени и месте казни, сделали засаду и в последний момент спасли юную разведчицу от смерти.

Федя не рассказывал дома о своей связи с партизанами. Но разве можно утаить что-то от матери? Та не упрекала сына ни в чём, только повторяла: «Будь осторожней, сынок, береги себя!» Уже был страшный случай, когда по неосторожности и неопытности Федор и его товарищ очутились в стенах фашистской комендатуры: молодые люди получили приказ взорвать склад с оружием. Полицаи заметили Федора, когда тот убегал от здания, поймали и забрали в комендатуру. Тогда за него вступился Дмитрий Василевский, местный геройподпольщик. Федю избили и выпустили под его поручительство.

Но вот другая ошибка стоила ему жизни. Зимой 1944 года партизанская бригада «За Родину» передислоцировалась. Федя, знавший каждую тропинку в своем лесу, вызвался быть проводником. Ночью партизаны решили отдохнуть и остановились недалеко от его родной деревни Кирилино. Федя попросился переночевать дома: захотелось увидеться с родителями и младшей сестрой Машей. А далеко за полночь раздался громкий стук в дверь: нашлись люди, которые донесли на Федю.Полицаи ворвались в дом, выгнали отца, мать, сестру и Федора. Его жестоко избили прикладом и поволокли в комендатуру, расположенную в Слободке.

О последних часах жизни героя нам рассказала его сестра, и это поистине уникальные факты. Долго допрашивали парня фашистские прислужники, но ничего не добились от полуживого Федора. И тогда за него взялся сам комендант Миллер. Он «прославился» особой жестокостью по отношению как к партизанам и подпольщикам района, так и к мирному населению. Миллер был одним из тех, кто зверски уничтожал белорусов и руководил кровавыми расправами над еврейским населением.

Хитрый и коварный, он задумал начать допрос с психологической атаки и сломить комсомольца. Комендант решил дать Феде подписать приказ о собственном расстреле. Парень не удивился, зная, что живым отсюда не выйдет. Миллер, улыбаясь, обмакнул перо в чернильницу и сказал: «Подписывай!» А потом случилось то, чего никто не ожидал: в голову начальника СД полетела чернильница, оставив заметный след на его лице и приземлившись прямо на приказе. Опомнившись от шока,Миллер приказал немедленно расстрелять парня. Не смогли спасти Федю и его товарищи, хотя и готовились. Федя и его брат Спиридон, также пойманный полицаями,поддерживая друг друга, шли в свой последний путь –на гору Милости – в сопровождении доброго десятка полицаев. Парни поднялись на холм, их начали подталкивать к краю ямы. И вдруг измученный, полуживой Федя…запел: «Это есть наш последний и решительный бой…» Автоматная очередь, скосившая обоих братьев, оборвала песню…

ПОКА МЫ ПОМНИМ, ОНИ НЕ ЗАБЫТЫ

В школьные годы мы очень хотели, чтобы на месте расстрела людей находился памятный знак с надписью о зверствах фашистов и их прислужников-полицаев и мужестве наших земляков. Мы не довели тогда свою мечту до реальности, но я очень надеюсь, что это сделают наши молодые активные ребята с помощью местной власти. Очень многое в плане патриотического воспитания делают учителя и ученики местной Слободковской яслей-сада – средней школы. Под руководством директора Ирины Гапон в учреждении создана музейная комната. Живут на моей малой родине люди, которым не безразлично, что происходило, происходит и будет происходить с их школой, агрогородком, страной.

И еще один вывод я сделала в процессе работы над этим материалом: нет маленьких и больших героев. Просто есть люди, о которых говорили и писали чаще других. Но наш долг, долг живущих перед убитыми на фронте, замученными в концлагерях и застенках СД, сожженными заживо, выжившими и пережившими весь тот ужас, сохранить историческую память о всех героях того времени. ■