«Когда получается – это ни с чем не сравнимое ощущение». Как браславчанин стал генетиком и ищет способы борьбы с раком

Люди
При выборе специальности одни выпускники ставят на первое место личный интерес, кто-то руководствуется престижем, а для кого-то в профессии важна востребованность, польза для общества. К примеру, самые любознательные школьники интересуются биологией, ведь именно ее изучение позволяет изобретать лекарства и бороться с болезнями, разрабатывать экотехнологии и выращивать тропические растения в северных широтах. Не понаслышке знает об этой науке наш земляк Илья Ильюшёнок, старший преподаватель кафедры генетики биофака Белгосуниверситета.

ОТ ШКОЛЬНОГО УВЛЕЧЕНИЯ – К НАУЧНОЙ РАБОТЕ

Родился И. Ильюшёнок на Браславщине, в г. п. Видзы. Здесь учился в школе до 6-го класса, затем семья переехала в Полоцк. В старших классах Илью привлек клуб молодых журналистов, который сотрудничал с местной газетой (до сих пор дома хранятся вырезки из номеров с напечатанными статьями и не забыт публицистический стиль). Но основные интересы сосредоточились в области биологии и химии, парень неоднократно выступал на научно-практических конференциях. Поэтому после окончания в 2007 году с золотой медалью школы он поступил на биофак БГУ. Получив двойную специальность – «биолог-биотехнолог» и «преподаватель биологии», остался в вузе, повысил квалификацию в магистратуре и аспирантуре, начал работать на кафедре. Теперь Илья Ильюшёнок ведет занятия, увлечен научной работой, находит время на самодеятельность, а в начале этого года защитил кандидатскую диссертацию.

ПОЧЕМУ БИОЛОГИЯ?

Старший преподаватель уверенно называет биологию очень интересной наукой, ведь она относится непосредственно к человеку, связывает его с окружающим миром, другими живыми организмами, соприкасается с физикой, химией и имеет свои уникальные методы работы. Биолог – человек многогранно образованный, он может изучать чисто абстрактные вещи и работать на производстве. В выборе профессии сыграли роль и школьные знания Ильи.

Раньше И. Ильюшёнок мечтал о медицине, но не сложилось. Всё же он реализовал свои интересы в области онкологии: занимается биологией кровяных опухолей.

– По направленности наши исследования более фундаментальные. Мы не создаем лекарства, но изучаем раковую клетку – что в ней «ломается», каков механизм, а уже другие коллеги продолжают, – поясняет ученый. – Есть у нас и более прикладной аспект деятельности: я и мой научный руководитель анализируем структуры ДНК у пациентов с генетическими заболеваниями с помощью компьютерных программ, которые сами и разрабатываем. Кстати, летом на факультете открывается новая специальность «биоинженерия и биоинформатика» – подобных еще нет в стране, и здесь наши знания в данной области будут востребованы. Это сложная, но популярная во всём мире специальность. Так что имеет смысл заниматься биологией, когда ты чувствуешь себя на своем месте. И если школьнику интересно учиться, узнавать чтото новое, тогда эта область ему подойдет.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ

– Наука – занятие небыстрое: на решение проблемы тратится много времени, иногда готов сдаться – и вот оно, получилось! Это ни с чем не сравнимое ощущение, – рассказывает Илья. – Также положительные эмоции дарит обмен опытом во время встреч, конференций, в том числе за рубежом. Имеют место и иные чувства, например, когда в специальном инкубаторе для раковых клеток заканчивается углекислый газ. Вроде как бытовое происшествие, на самом же деле небольшая локальная катастрофа.

Вообще работа ученого и преподавателя дарит много запоминающихся моментов. Я веду занятия с 1-го по 5-й курс, и интересно видеть, как меняются студенты, среди которых есть очень талантливые. По-настоящему мотивированные, очень трудолюбивые, они находят себя в Академии наук, отраслевых институтах, криминалистике, кто-то – за рубежом. К слову, выпускники биофака с распространением пандемии – в первом эшелоне: разрабатывают тестовые системы, трудятся в эпидемиологических центрах. Хотя работать и сложно, но ради таких студентов преподавателям стоит стараться. Кстати, у меня в свое время был хороший пример – учительница Мария Михайловна Селезнева, ее особая манера работы с детьми – неформальная, но с сохранением дистанции с учащимися. Иногда веду занятия и в какой-то момент понимаю, что даже некоторые речевые обороты у нее позаимствовал. И если я так же вдохновил кого-то на работу в сфере биологии, значит, не зря тружусь.

ОСОБОЕ МЕСТО В ПАМЯТИ

На Браславщине И. Ильюшёнок теперь бывает нечасто, хотя прежние контакты сохранились. А еще с этого года под его научным руководством работает одна из студенток биофака – тоже уроженка Видз.

– Мы связаны с бывшими соседями, друзьями, одноклассниками общими воспоминаниями: беззаботное детство, озёра, на которые ездили кормить лебедей, – говорит Илья. – Словом, такая «маленькая страна» в памяти, которая и согревает, и светит в сложные моменты. ■

Жанна БЕЛЬКО