«Работа непростая». Интервью с судмедэкспертом

Люди
Апрель 2013 года стал знаковым для судебных экспертов нашей страны. На основании Указа Президента Беларуси было сформировано новое ведомство – Государственный комитет судебных экспертиз. С помощью вновь созданной структуры государству удалось перейти на новый уровень расследования уголовных дел. С первого года создания комитета количество проведенных экспертиз возросло, их стали проводить быстрее и качественнее.

В Браславском межрайонном отделе данной службы медицинским судебным экспертом работает Иван Поплавский. В 1999 году он закончил Витебский медицинский институт, затем полтора года проходил переподготовку в Академии МВД, получил допуск на работу эксперта и по распределению приехал в Браслав. С опытным специалистом мы побеседовали о специфике его работы.

– Иван Иванович, скажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед судебным медицинским экспертом.

– Он решает вопросы медико-биологического характера, возникающие в судебно-правовой практике, путем проведения судебно-медицинских экспертиз. Судебная медицина – это особый раздел медицинской науки, который требует постоянного поиска, исследований, ведь одинаковых случаев нет.

– Кого направляют на судебно-медицинскую экспертизу?

– Чаще всего исследуем умерших, имеющих признаки насильственной смерти либо при обоснованных подозрениях на таковую, когда причина и обстоятельства смерти не ясны. По результатам составляется заключение, которое является неопровержимым аргументом в случае установления криминального характера смерти.

Судмедэксперты исследуют скончавшихся вне лечебных учреждений или в течение суток нахождения в них, покойных, чья личность не установлена, умерших, которые попали в больницу с нанесенными телесными повреждениями. В любом случае эти специалисты представляют инстанцию, которая доподлинно выясняет истинную причину смерти. По закону на такую медицинскую экспертизу выделен срок – 30 календарных дней.

– И что в итоге?

– После судебно-медицинской экспертизы составляется специальное заключение, в котором должны быть такие важнейшие части, как вводная (прописываются необходимые анкетные данные, основания для проведения экспертизы), исследовательская (перечисляются результаты тщательного обследования тела), выводы (изложены причины смерти, телесные повреждения, механизм их образования, отношение к наступлению смерти и т. д.). Замечу, что согласно действующему белорусскому законодательству существует уголовная ответственность за те сведения, под которыми эксперт ставит свою подпись в заключении.

– Некоторые граждане представляют себе вашу работу как сугубо связанную с трупами и моргом. Так ли это?

– Далеко не так. Львиную долю моей работы составляют экспертизы в отношении потерпевших. Таких людей направляют к нам, чтобы зафиксировать телесные повреждения и определить степень вреда, причиненного здоровью. Этот вид экспертиз проводится в отношении граждан, пострадавших от рук преступников, в ДТП, быту, на производстве и в иных ситуациях.

Также работаем с вещественными доказательствами, участвуем в судебных заседаниях, клинико-анатомических конференциях. Большой процент составляет работа на местах происшествий, которая необходима для оперативного принятия решения следователем об объеме и направлении следственных действий, чтобы преступник не успел замести следы.

– Иван Иванович, а что самое сложное в вашей профессии?

– Моя работа непростая в физическом плане, но еще больше в моральном. Это действительно непросто, ведь каждый день мы имеем дело с людским горем, стрессовыми ситуациями. Приходится общаться как с лицами, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации, так и с преступниками. Но при всей сложности нашей работы очень важно, что мы стараемся сохранять доброжелательную и дружескую атмосферу в коллективе и оставаться людьми.

– Благодарю за содержательный разговор. ■