Справедливые финансовые услуги: как обезопасить себя в эпоху цифровых платежей

Деньги
Всемирный день потребителей, ежегодно отмечаемый 15 марта, в 2022 году пройдет под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Сегодня никто не станет оспаривать тот факт, что использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы, М-банкинг, интернет-банкинг, электронные деньги в целом – те устройства, программные продукты и цифровые средства, которые делают возможной оплату товаров и услуг без участия продавца и кассира, позволяют дистанционно контролировать состояние своих счетов, совершать платежи, переводы и покупки, буквально не выходя из дома.

Однако распространение цифровых финансовых услуг привело к появлению новых и усилению традиционных рисков. Более того, существуют убедительные доказательства того, что эти риски в последние годы возросли, а кризисы, такие как пандемия COVID-19, лишь их усилили.

Так, сегодня на рынке финансовых услуг широко распространена практика быстрого кредитования. Появился такой финансовый инструмент и в сфере услуг мобильной связи. Вместе с тем потребители, подключившиеся к услуге, оказались в зоне внимания недобросовестных граждан, которые обращаются с просьбой передать им мобильный телефон якобы для совершения срочного звонка, а сами тем временем переводят с него деньги на свой счет.

Специалисты отдела экономики Браславского райисполкома предостерегают пользователей подобных услуг и рекомендуют не передавать незнакомым лицам свои мобильные телефоны. Лучше предложить обратившемуся свою непосредственную помощь и позвонить на названный им номер самостоятельно: так у мошенников не будет возможности обмануть вас.

Актуальными проблемами остаются и другие недобросовестные практики, посягающие на права потребителя. Среди них – навязывание дополнительного сервиса без нашего согласия, необоснованный отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт, а также заурядное хищение денежных средств со счета жертвы.

Напоминаем, в Браславском районе защитой прав потребителей занимается уполномоченный по защите прав потребителей, а в части контроля за соблюдением законодательства о книге замечаний и предложений – заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц. Специалист райисполкома рассматривает заявления, обращения и жалобы граждан в соответствии с законодательством, разъясняет правовые нормы и оказывает консультационную помощь по вопросам правил обмена и возврата некачественных товаров, сроков выполнения предъявленных требований; направляет предписания продавцам о прекращении нарушений прав потребителей; осуществляет иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.

В 2021 году, например, браславчане обращались в райисполком с такими вопросами, как общее нарушение прав потребителей, продажа некачественных товаров, реализация товаров, выращенных на приусадебном участке. По всем возникшим вопросам даны пояснения и приняты соответствующие меры.

В связи с предстоящим Днем потребителя уполномоченный по данному вопросу проведет горячую линию, анонс которой опубликован в этом номере «Браславской звезды». ■

Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ