Зависимость от видеоигр признана заболеванием. Что советуют специалисты

Новости
Новая, 11-я по счету, версия Международной классификации болезней (МКБ-11) официально вступила в силу с началом года. Раздел аддиктивных (вызывающих навязчивую потребность) расстройств официально пополнила видео- и цифровая игромания.
ИГРОМАНИЯ И БРАСЛАВЧАНЕ

Как сообщают информагенства, включение игрового расстройства в международный классификатор обусловлено накопленными медициной данными.

Согласно принятому ВОЗ документу, игровое расстройство – модель поведения при игре в цифровые или видеоигры, отличающаяся нарушением контроля за игрой, ее предпочтением перед другими интересами и повседневными занятиями. Такое заболевание может быть диагностировано в том случае, если модель поведения влечет за собой нарушения в личной, семейной, социальной и иных областях и наблюдается в течение не менее 12 месяцев, но в тяжелых случаях для постановки диагноза достаточно и меньшего срока.

Браславчане с решением Всемирной организации здравоохранения в целом согласны: свыше 60 % респондентов из более чем полутора тысяч участников интернетопроса, проведенного «Браславской звездой» в социальных сетях, высказались за признание игромании серьезной проблемой. Четверть опрошенных считают такой подход преувеличением, остальные затруднились ответить однозначно.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ БОЛЕЗНЬ

Специалисты отмечают, что игромания развивается по такому же механизму, как и другие виды зависимостей: вследствие определенного поведения в головном мозге активизируется система вознаграждения, после чего в ожидании приятных событий происходит выброс дофамина, так называемого гормона счастья. Это и стимулирует повторять в будущем те же действия, ведь от них человек получает удовольствие.

«Но важно понимать, что зависимость от любых видеоигр опасна для здоровья не меньше, чем пристрастие к спиртному или курению, – считает кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ Владимир Пикиреня. – Изза того, что человек, как правило, на протяжении долгого времени находится приблизительно в одной и той же статичной позе, происходит функциональное перенапряжение определенных частей тела, а другие, в свою очередь, недополучают нужной активности и энергии. Всё это может привести к застою крови во внутренних органах, нарушению осанки, перенапряжению глаз и проблемам со зрением. Не стоит забывать и о психических расстройствах вроде нарушения сна, повышенной тревожности и изменения настроения, что также отражается на физическом состоянии».

Особенно опасно развитие зависимости от компьютерных игр у детей и подростков, так как именно в этом возрасте они учатся взаимодействовать с окружающим миром и людьми. «Если ребенок тратит время исключительно на видеоигры, то все остальные сферы жизни будут страдать, из-за чего у него должным образом не сформируются навыки регуляции собственного поведения», – дополняет специалист.

КОГДА СТОИТ НАСТОРОЖИТЬСЯ?

Как правило, о том, что увлечение видеоиграми переросло в зависимость, сигнализируют три признака. Первый – нарушение контроля за временем участия в играх. То есть человек проводит за ними гораздо больше времени, чем планировал. Второй – повышение приоритетности видеоигр над всеми другими видами деятельности: учебой, общением с друзьями, катанием на велосипеде и остальным, что приносит удовольствие. Третий – продолжение игровой активности несмотря на негативные последствия: падение успеваемости в учебе или работоспособности, ухудшение здоровья. Если такие признаки наблюдаются в течение 12 месяцев и больше, можно смело говорить, что у человека развилась зависимость от компьютерных игр.

ЭТО ЛЕЧИТСЯ?

Потенциальную болезнь лучше предотвратить, чем лечить. Хотя, по словам специалистов, специфических методов профилактики исключительно зависимости от компьютерных игр пока нет.

В ход идут стандартные методы, которые используются для профилактики других видов зависимостей. Если мы говорим о детях и подростках, то одна из важных частей – построение активного доверительного общения с ребенком. Зачастую компьютерные игры начинают доминировать в жизни тогда, когда появляется дефицит общения, вследствие чего трудно реализоваться в окружающем мире. Родителям нужно больше времени проводить со своим ребенком, особенно при подозрении на развивающуюся зависимость. Можно, к примеру, вместе покататься на велосипеде или коньках, сходить на концерт, посмотреть футбол по телевизору. Еще один выход из ситуации – записать его в спортивную секцию или творческий кружок, то есть научить разными способами получать удовольствие от мира.

А вот тактика полного запрета игр приведет только к потере доверия и усложнит взаимодействие. При этом некоторое регулирование, которое не будет влиять на личное пространство, вполне возможно.

Что касается взрослого человека, страдающего от игромании, то здесь самое важное – вовремя обратиться к специалисту. «Решением подобных психических расстройств должны заниматься врачи. У нас в каждом районе есть психиатры и наркологи, которые могут оказать необходимую помощь и назначить лечение. Оно, к слову, в какой-то мере похоже на борьбу с другими видами зависимостей, хоть и имеет ряд нюансов. В первую очередь, это психотерапевтические методы. Если влечение к играм сильно выражено, то лечение может включать в себя даже медикаментозное вмешательство для уменьшения тревоги и стабилизации состояния в момент, когда человек только отказался от своего увлечения», – говорит В. Пикиреня. ■