Информацонная группа райисполкома обсудила с коллективом ТБЗ аспекты предстоящего референдума

Референдум-2022
Сегодня Беларусь выходит на новый этап своего исторического развития. Модернизация белорусского общества, новые потребности людей, необходимость обновления политической системы – объективные предпосылки того, почему стало актуальным изменение Конституции. Об этом на встрече информационной группы Браславского райисполкома с коллективом торфобрикетного завода рассказала начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Юлия Чагарина.

По ее словам, подготовленный проект Основного закона будет вынесен на всенародное обсуждение уже в ближайшее время. Между тем принятие действующей Конституции состоялось 15 марта 1994 года. Тогда документ фактически подвел итог процессам формирования независимого белорусского государства на новой социально-экономической основе, закрепил ориентиры общественного развития, определил его перспективы. Конституция учреждала и закрепляла основополагающие начала организации и развития общества и государства, юридически оформила важнейшие государственные институты, закрепила разделение властей. Впервые в Беларуси был введен институт президентства.

В связи с требованиями времени Основной закон неоднократно менялся. На конституционных референдумах в 1995, 1996 и 2004 годах белорусы проголосовали за ряд важнейших для нашего общества изменений: русскому языку был придан статус государственного, утверждена действующая государственная символика, День Независимости был перенесен на 3 июля, введена свободная купля-продажа сельскохозяйственных земель, сохранена смертная казнь, изменен порядок баллотирования на пост Президента и другое.

Вопрос о необходимости внесения очередных изменений в Конституцию Республики Беларусь неоднократно поднимался и на протяжении нескольких последних лет. К слову, сегодня тема изменения Конституции стала актуальной для многих государств – это вызвано быстрыми эволюционными процессами в общественных отношениях.

С целью решения текущих проблем в Беларуси в 2021 году создана Конституционная комиссия, началась активная работа над подготовкой обновленного Основного закона нашей страны. При этом предложения и замечания высказывались не только членами рабочей группы: поступали дополнительные инициативы от Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания, Конституционного Суда, правительства, профсоюзов и других общественных объединений.

В итоге в ходе экспертных обсуждений и дискуссий изменения затронули практически все разделы действующей Конституции. Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций белорусского народа. Не менее важным посылом является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме белорусов.

Проектом документа закрепляются столпы белорусской модели общественного развития: сильное государство; социально-ориентированная рыночная экономика; традиционные христианские ценности.

Подразумевается сохранение и укрепление здоровья граждан, совершенствование государственной политики в социально-трудовой сфере, всесторонняя поддержка семьи, доступное и качественное образование и т. д.

Помимо социального блока вопросов, предлагаемые изменения в Конституцию затрагивают вопросы государственного устройства нашей страны. Так, сформулированы нормы, определяющие статус, порядок формирования и полномочия ВНС, который станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе.

Предлагаемые изменения направлены на обеспечение баланса полномочий органов государственной власти: сохраняя Беларусь президентской республикой, политическая система выстраивается таким образом, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую.

В связи с тем, что высшим должностным лицом продолжает являться Президент, предполагается, что в Конституции будут несколько ужесточены требования к кандидатам на данную должность. Также планируется введение ограничений по срокам для Главы государства – не более двух. Изменения может претерпеть процедура импичмента: с учетом полномочий ВНС она будет скорректирована, в некоторой степени даже несколько упрощена.

Вместе с тем предлагается ввести и социальную ответственность граждан перед обществом и государством, то есть произойдет не только расширение прав, но и закрепление обязанностей. ■