Прокуратура Браславского района продолжает расследование уголовного дела о геноциде белорусов. Новые данные

Новости
Прокуратура района продолжает расследование уголовного дела по фактам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны на территории Браславского и Видзовского районов.

Так, в настоящее время по свидетельским показаниям, а также архивным документам, хранящимся в архивах Глубокого, Полоцка, Российской Федерации, устанавливаются дополнительные факты уничтожения населенных пунктов и мирных жителей фашистскими оккупантами, а также литовскими, латвийскими и украинскими полицейскими батальонами. В нашем крае каратели полностью или частично сожгли 116 населенных пунктов. В послевоенные годы 16 мест захоронений мирных граждан, таких как Стайки, Реповщина, Прудинки и другие, благоустроены в память о жертвах войны.

К примеру, акт № 89 от 30 мая 1943 года, составленный комиссией из представителей партизанской бригады «Спартак» и крестьян деревни Прудинки Дубровского сельсовета Видзовского района, свидетельствует о том, что они на месте установили: «24 ноября 1942 года немецко-фашистские людоеды, напав на деревню Прудинки сего дня, собрали всех возрастов население в один дом, заперли, выставили охрану вокруг дома, бросили в дом 3 гранаты и потом дом зажгли. В результате этих неслыханных зверств было сожжено 49 человек ни в чём не винных мирных жителей. Одновременно фашистские изверги сожгли всю деревню в количестве 10 дворов, забрали 7 коней, 5 коров, 20 свиней, 35 овец».

Комиссия поименно установила всех погибших мирных белорусов – женщин, детей и стариков от пятимесячного возраста до 81 года.

А вот выдержки из протокола допроса жителя д. Стайки Леона Седюкевича:

– Поздней осенью 1942 года, примерно в конце ноября или начале декабря, немецкими карателями проводилась в нашей местности экспедиция против партизан, и во время этой экспедиции были заживо сожжены почти все жители рядом расположенных деревень Стайки и Быковщина… Сколько человек тогда было истреблено немецкими карателями, я не знаю, не подсчитывал, но по примерным подсчетам не менее 350, так как население этих деревень перед войной составляло около 400 человек, а во время указанного злодеяния карателей удалось спастись лишь единицам, которые, как и я, заранее убежали в лес.

Я тогда от других лиц слышал, что, ворвавшись в д. Быковщина и Стайки, каратели выгоняли из домов всех оставшихся там жителей поголовно, невзирая на старческий или младенческий возраст, и собирали всех в Стайки якобы на собрание. А там всех закрыли в четырех сараях и эти сараи подожгли. Когда же они уходили из деревни (это было в четверг), они подожгли и другие строения.

Я также слышал от других лиц, что в указанной карательной экспедиции немцев принимали участие большие силы – якобы до двух дивизий СС, среди которых были латышские и литовские подразделения… ■

Юрий КЕЗИК, прокурор района