Уцелела в годы нелегких испытаний. Знакомимся с историей мельницы в Видзах

Строительство. ЖКХ. Благоустройство
Во многих населенных пунктах Браславщины среди возведенных современных домов нередко попадаются старинные. Их характерной особенностью является долговечность: они уцелели в годы нелегких испытаний, которых хватало в истории нашего региона, и, более-менее сохранив свой первоначальный облик до настоящего времени, даже сегодня восхищают изюминкой форм, прочностью и функциональностью. На этот раз мы приглашаем читателей познакомиться с мельницей в Видзах.
Объект промышленной архитектуры

В городском поселке сохранилось не одно старое здание, но дом № 31 на ул. Ленина выделяется из ряда соседних. Во-первых, своим внешним видом: кирпичные темнокрасные стены (что свидетельствует о их «долгожительстве»), а также оконные и дверные проемы отделаны карнизами, на главном фасаде выступает вперед деревянная пристройка с подъемником. Во-вторых, внимание привлекают далеко не малые размеры дома, площадь которого составляет около 550 м2. Он вплотную подступает к дороге, что обусловлено его назначением: уже более 80 лет здесь располагается мельница и удобный подъезд – одно из условий работы.

Мукомольное дело

Здание возведено в 1930-е гг. перед войной. При польской власти мукомольное дело было чрезвычайно выгодным, поэтому не удивительно, что местный житель-богатый еврей Гершка Гусман-вложил средства в строительство. Как оказалось, рассчитал он правильно: несмотря на то, что в городке работали еще две мельницы (кстати, круглосуточно), новый окупился всего за два года. На нем были установлены всевозможные механизмы, на которых, кроме простого помола – комбикорма, делали крупы из ячменя и пшеницы. Имелся на мельнице и питаль, на котором делали муку для выпечки хлеба, и вальцы – для муки высшего качества.

Не только мельница

Предприимчивый Гершка не ограничился лишь мукомольным делом, под крышей здания работали еще несколько производств – покрасочная, временная и сукновальная. Налажены они были по-хозяйски: все механизмы приводились в движение общим маховиком. Поскольку эта своеобразная фабрика не прекращала своей деятельности и в ночное время, ее обслуживали более 15 рабочих. Так, в самом большом помещении был установлен котел и паровой двигатель – их работу обеспечивала целая бригада истопников и возчиков дров.

Людские судьбы

Во время Великой Отечественной войны, когда немецко-фашистские захватчики согнали местных евреев в гетто, хозяин мельницы прятался на хуторе. После освобождения он вернулся в Видзы и возобновил свое дело. Однако при советской власти это оказалось непросто: практически всю прибыль нужно было отдать на налоги. Гершка Гусман выдержал два года, а затем продал дом и уехал из городка, по слухам, аж в Америку. В 1970 — е гг. оттуда приезжал его сын с намерением продолжить дело отца, но это ему не удалось: мельница уже была в упадке, а власти не шли навстречу.

Изменение деятельности

В годы войны на мельнице хозяйничали немецкие оккупанты, которые по-своему распорядились зданием. В нем был установлен генератор, работавший на торфе, – так получали электрический ток для населенного пункта. Таким образом, мельница на определенное время превратилась в электростанцию и даже после войны осталась в этом же статусе, только двигатель заменили на дизельный, от трактора.

Часть помещений на 2-м этаже, построенных из дерева, являлись жилыми (раньше там жил Гершка с семьей). В советские времена их превратили в гостиницу, позже там разместилась библиотека.

Новые хозяева

В начале 1990-х годов мельницу выкупил предприниматель, местный житель Владислав Сайковский. Выйдя на заслуженный отдых, он успешно занялся возрождением мукомольного дела. Вот что вспоминает его внук Юрий: «Когда дедушка выкупил здание, то пришлось восстанавливать все поржавевшие механизмы, а камни для жерновов вообще искали по другим мельницам (тут две установки, на каждой – по два камня). Ремонтировали помещения, меняли крышу, ставили электродвигатели. На подъемнике зерно поднималось на 3-й этаж, там взвешивалось (от веса зависела плата), затем засыпалось в специальные емкости – бункеры, оттуда попадало. на жернова. И на 1-й этаж сыпалась уже мука. Помню, что дедушка делал все ее виды, ведь оборудование позволяло, а также перловую крупу».

Сейчас мельница в Видзах не работает, но очевидно, что с развитием в регионе агроэкотуризма и ростом интереса к старинным ремеслам потенциал у здания большой. ■