Почитайте про основные нововведения в системе образования

Общество
Начавшийся сегодня 2021/2022 учебный год принес педагогам, учащимся и их родителям целый ряд новшеств. Мы рассказываем о самых важных изменениях в системе образования.
АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Постановлением Минобразования № 170 от 11.08.2021 изменяются некоторые аспекты аттестации учащихся. В основном это касается выставления четвертных и годовых отметок.

Так, за четверть отметки будут выставляться только в том случае, если за этот отрезок времени школьнику было выставлено не менее трех оценок. Исключение – предметы, которые преподаются раз в неделю. Если аттестация проводится в письменной или практической форме, отметки за четверть будут ставиться при наличии не менее одной отметки по итогам текущей аттестации в письменной или практической форме.

В целом оценка за четверть должна выставляться как среднее арифметическое имеющихся отметок с математическим округлением. Годовая оценка – как среднее арифметическое четвертных отметок, здесь также действует принцип математического округления. Но если раньше учителя ставили оценку, основываясь на среднем арифметическом значении и учитывая динамику учебных успехов школьника (8, 7, 8, 7 – итоговая 7), то теперь, к примеру, при среднем балле 7,5 округление производится строго в большую сторону – 8. По таким же принципам будет теперь выводиться и средний балл за год.

Уточнен также и порядок аттестации. Годовую проведут, если хотя бы в одной четверти есть положительная оценка (1 балл и выше). Если в одной или нескольких четвертях учащегося не аттестовали из-за уважительной причины – болезни и т. д., среднее арифметическое выведут только с учетом четвертей, где есть отметка. При неуважительной причине за пропущенную четверть поставят 0 баллов, что, естественно, снизит среднее математическое годовой оценки.

НОВАЯ ДОЛЖНОСТЬ

В учреждениях образования с 1 сентября введена новая должность – руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Основные направления его деятельности – патриотическое воспитание, координация работы по организации допризывной подготовки, в том числе взаимодействие с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов военных кафедр, осуществление контроля требований по охране труда, правил пожарной безопасности.

Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, помимо выполнения своих должностных обязанностей, может вести и учебные занятия по предмету «Допризывная медицинская подготовка» в 10 – 11-х классах, проводить учебно-полевые сборы в 10-х классах, преподавать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Кроме того, такой специалист сможет организовывать игры и конкурсы военно-патриотической направленности и проводить соответствующие факультативные занятия, программы которых уже утверждены.

Согласно постановлению Минобразования № 146 от 15.07.2021 должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию вводится в учреждениях (за исключением начальных школ, вечерних и вспомогательных школ, специализированных лицеев) при наличии от 50 до 350 учащихся – 0,5 штатной единицы, 351 и более – 1 штатная единица, в кадетских училищах – 1 штатная единица.

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС

С нового учебного года в расписании появился новый факультатив – «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». В Министерстве образования сообщили, что это необязательная учебная дисциплина, т. е. не урок, а факультативный курс, который будет пока введен только для 5 – 6-х классов. Со временем их количество планируется расширить.

Занятия будут проводиться по учебнику «Духовность и патриотизм», который представили накануне на республиканском педсовете, его разработчиками стали Минобразования и Белорусская Православная Церковь. К данному учебному пособию разработана также и рабочая тетрадь для учащихся. Книга представляет собой современный учебник: с учетом существующих технологий в нём есть QR-коды, с помощью которых можно воспроизвести отрывки, аудиозапись или просмотреть изображения, дополняющие тему занятия. ■

Жанна БЕЛЬКО