Президент: образование – вопрос государственной важности

Общество
Президент Беларуси Александр Лукашенко принял участие в Республиканском педагогическом совете. На форуме он расставил акценты в наиболее важных вопросах развития образовательной сферы Беларуси. Предлагаем вашему вниманию основные тезисы из выступления Главы государства.
КУЗНИЦА ПАТРИОТОВ И ОПЛОТ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

После хлеба самое важное для народа – это школа. Не умаляя роль семьи, воспитатель и учитель стоят у истоков формирования белорусов как единой нации. Это патриотизм, и в этом понятии много смыслов: любовь к Родине, уважение к достижениям прошлого, приверженность традициям, почитание старших поколений и гордость за успехи современников, стремление внести свой вклад в историю страны.

Образование не сфера услуг, не бизнес, а оплот нашей государственности, социально значимая отрасль экономики.

ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИЙ – ВОСПИТАНИЕ

Патриота может воспитать только патриот. Серьезных, катастрофических проблем в этой сфере нет. Разговоры, что мы упустили молодежь, – демагогия. Вместе с тем в чём-то мы расплачиваемся за реформы 90-х. Свою лепту вносит и цифровизация: дети с головой ушли в интернет.

Сейчас глобальная задача – это найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе, честно признаться, где мы недоработали, засучить рукава и сделать всё, чтобы нам не страшно было передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, техникума или вуза.

ШКОЛА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВНЕ ПОЛИТИКИ

Школа однозначно не может быть вне политики. Но политика там должна быть только одна – государственная. Так поступают во всех уважающих себя странах.

Гражданская и жизненная позиция педагога, его участие в общественной или политической жизни страны – пример для всего общества. Школа воспитывает не только учеников, но, что гораздо сложнее, перевоспитывает очень многих родителей.

Настоящий учитель никогда не будет разделять ответственность за ребенка между школой и семьей. Он и родителей вовлечет в процесс, сделает их союзниками на период всего обучения. В свою очередь ребенку всегда будет комфортно и в детском саду, и в стенах школы, если родители изначально настроены к воспитателям и педагогам позитивно.

ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Быть единомышленниками в теме безопасного поведения детей в интернете – в общих интересах родителей и государства. Надо больше времени уделять общению с детьми вне школьных занятий. Цена наших усилий – безопасность детей, их будущее и судьба страны.

Школа – это храм. И туда нужно приходить как в храм. Порядок и дисциплина в этом храме зависят не только от прихожан, но и от тех, кто отвечает за состояние этого храма, то есть учителей.

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ

Статус педагога – актуальнейший вопрос. Авторитет учителя должен быть непререкаем. И в глазах учеников, и среди родителей, в обществе. Без этого даже смысла нет говорить о решении глобальных задач, которые стоят перед системой образования.

С 1 января 2022 года нужно найти возможность значительно простимулировать в материальном плане работу классных руководителей и кураторов групп учреждений профессионально-технического и среднего специального образования.

Труд воспитателей и их помощников такой же сложный и очень важный: нужно подумать, как можно поддержать специалистов дошкольных учреждений.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С УЧЕБНИКАМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕКРАЩЕНЫ

Отдельные советские учебники выдержали более двадцати переизданий, отмечались госпремиями, были написаны ярким, живым языком с учетом возрастных особенностей школьников. Они также были последовательными, логичными и увлекательными, а их содержание имело выраженную развивающую и воспитательную составляющую.

Претензий к современным учебникам по-прежнему тьма. Так быть не должно. При этом никакие гаджеты и «цифра» не заменят в образовании и тем более в школе учебники. Учитель на уроке не блогер, не ютьюбер или информационный аниматор. Цифровые возможности должны служить образовательным целям, а не развлекать учащихся.

НУЖЕН СТАНДАРТ ДЛЯ ШКОЛ

Необходим стандарт, где будут закреплены четкие требования, начиная от организации урока, соблюдения школьного этикета и заканчивая внешним видом ученика и учителя. Все участники образовательного процесса должны будут придерживаться положений данного документа беспрекословно.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

В обществе всё еще недооценивают престижность рабочих профессий и уровень подготовленности таких специалистов.

Подготовка кадров для экономики – это сфера ответственности вузов, техникумов, ПТУ. Здесь один критерий – эффективность работы, конкурентоспособность. И учреждений образования, и преподавателей, и подготовленных ими кадров. Меняются способы производства, структура экономики, рынки труда – это серьезный вызов системе профессионального образования. Административный механизм решения такой задачи у нас есть. Молодежь, которая сегодня обучается в техникумах, по своим компетенциям не уступает студентам вузов.

Минэкономики и Минтруда должны заблаговременно делать прогнозы на востребованные временем и экономикой страны профессии, формировать заказ для Министерства образования. А начинается всё со школы – с качества профориентационной работы. ■

По материалам БелТА