Министр энергетики: горизонты применения торфяного топлива расширяются. Что это значит для браславского ТБЗ

Экономика и финансы
Проекты по использованию торфа в качестве топлива при производстве цемента планируют развивать в Беларуси. Об этом министр энергетики Виктор Каранкевич заявил на встрече с коллективом проектного научно-исследовательского республиканского унитарного предприятия «НИИ Белгипротопгаз», сообщает пресс-служба энергетического ведомства.

Виктор Каранкевич отметил, что уже в этом году планируется увеличить поставки торфяной продукции на цементные заводы, в частности, торфокрошки в ОАО «Красносельстройматериалы». Среди приоритетных направлений министр энергетики назвал также перевод котельных ЖКХ с природного газа на фрезерный торф. «Хорошие примеры таких проектов у нас есть: из них часть уже находится на завершающей стадии реализации, часть отрабатывается как перспективные», – сказал он.

Виктор Каранкевич обозначил тенденцию роста спроса на торфяную продукцию на внутреннем рынке. «Если в 2011 году около 40 – 45 % от общего объема производства торфяной продукции уходило на экспорт, то сейчас эта продукция в основном востребована у нас в стране», – констатировал руководитель энергетического ведомства.

По его словам, в конце 2020 года утверждена программа комплексной модернизации торфяных производств на 2021–2025 годы. «Это системный документ, в котором отражено дальнейшее развитие торфяной промышленности и каждого торфопредприятия, – подчеркнул министр. – Предусмотрена модернизация оборудования, внедрение современных технологий, применение новых методов разработки торфяных полей и добычи торфа. Это рост производительности труда, рост выручки, возможности для расширения рынков сбыта и ассортимента выпускаемой торфяными заводами продукции».

На «ТБЗ Браславский» новые веяния однозначно приветствуют: озвученные инициативы сулят расширение рынка сбыта готовой продукции. Причем речь идет как о перспективах сотрудничества с предприятиями жилкомхоза (поставка торфокрошки на котельные), так и о более глобальных проектах.

«Стратегические партнеры нашей отрасли в этом плане – цементные заводы, – говорит директор ОАО «ТБЗ Браславский» Сергей Раков. – Эти гиганты способны закупать большие объемы так называемой «сушенки» – специально подготовленного торфяного топлива. Однако особенности логистики таковы, что отгружать его с нашего предприятия экономически невыгодно: слишком большое плечо доставки». Вместе с тем на предприятии отмечают, что курирующий концерн на фоне растущего спроса на «сушенку» ведет работу по перераспределению географии поставок традиционных брикетов. Иными словами, цементные заводы будут обслуживать относительно близлежащие торфопредприятия, а освободившуюся долю рынка брикетов займут производители вроде нашего ТБЗ. «При таких условиях текущая емкость рынка области позволяет нам даже нарастить поставки», – резюмировал Сергей Раков. ■

Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ