Как сформировать у детей навыки обращения с огнем. Советы спасателей

Безопасность
Недавно нашу страну всколыхнула трагическая ситуация: на пожаре в Мядельском районе 12-летний подросток спас своего брата, однако его самого доставили в больницу с 50 % ожогов тела. «На момент загорания в доме находились двое детей 2009 и 2019 годов рождения. Еще один ребенок находился у соседей, он не пострадал. Родителей дома не было. До прибытия спасателей 12-летний подросток спас своего брата», – отмечают в МЧС. Причины трагедии устанавливаются.

Каждый год в ЧС страдают дети. Именно поэтому сейчас, особенно в преддверии летних каникул, хочется еще раз напомнить взрослым о том, как важно научить малышей и подростков соблюдать правила безопасности – ведь от этого зависят их жизни.

Почему происходят пожары по причине детской шалости с огнем? Если рассматривать каждый случай гибели ребенка, становится понятно, что трагедиям сопутствовали обыкновенные житейские обстоятельства: родители ушли на работу, в магазин, к соседям или занимались во дворе хозяйственными делами. Другими словами, дети оставались без присмотра. Именно в такие моменты проявляется их стремление к самостоятельности. И нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решит поиграть с коробкой спичек, не захочет поджечь бумагу, не заинтересуется работой бытовой техники, которой сегодня достаточно в каждой квартире.

Навыки осторожного обращения с огнем необходимо воспитывать у детей, начиная с 4 – 5-летнего возраста. Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок осознал: спички не игрушка, а огонь не забава, чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжелом бедствии. Дети дошкольного и младшего школьного возраста, особенно мальчики, любят применять в играх спички и огнеопасные предметы. У ребят отсутствует жизненный опыт, соответственно, они не могут предвидеть последствий своих действий. Наиболее распространены у детей игры, связанные с разведением костров. Места для них они подбирают соответствующие – подальше от родительских глаз: на чердаках домов, в сараях, подвалах, хозяйственных постройках, около стогов сена. К сожалению, в семье обучение детей мерам пожарной безопасности чаще всего ограничивается запрещающими окриками: «Не трогай спички, положи коробок на место!», «Не подходи к газовой плите!». А ведь детям в повседневной жизни приходится, и это вполне естественно, пользоваться электроприборами – всем тем, что способно вызвать пожар, поэтому упор нужно делать не на запретах, а на разъяснениях. Расскажите подробно, для чего предназначен тот или иной прибор, как правильно его включать и выключать, какие меры предосторожности при этом соблюдать. Объясните, что при неправильном или небрежном использовании он может вызвать пожар. Еще раз обращаем внимание родителей на то, что детей нужно не просто «беречь от огня» – не оставлять их одних без присмотра, не разрешать им баловаться со спичками и электроприборами. Необходимо обучать детей правилам обращения с источниками огня и действиям в случае пожара. ■