Виртуальное – зеркало реального. Рассказываем о правилах этикета в Сети

Новости
ВИРТУАЛЬНОЕ – ЗЕРКАЛО РЕАЛЬНОГО

Основное правило сетевого этикета – соблюдение тех же норм и рамок приличия, которых мы стараемся придерживаться в жизни, ведь по ту сторону экрана тоже находятся люди. Для этого достаточно просто руководствоваться здравым смыслом. Ведите себя так, как будто вы оказались в незнакомом мире, который очень похож на реальный. Присматривайтесь, обдумывайте свои действия наперед, старайтесь поставить себя на место собеседника и понять, что он будет чувствовать, видя определенное послание. Учитывайте, что выражение вашего лица при переписке никто не увидит, как и не прочувствует интонацию и жестикуляцию. Поэтому важно максимально правильно формулировать фразы: не стоит использовать двусмысленные речевые обороты, иначе вас могут понять неверно.

Вместе с тем пользуйтесь преимуществами анонимности в общении с незнакомцами: пусть вас вначале воспримут за умение вести беседу, грамотность или чувство юмора.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

Во-первых, представьтесь. Старайтесь всегда писать персональное имя в текстовом комментарии к отправляемому письму – это что-то вроде вашей визитной карточки. Такой вариант лучше, чем просто адрес e-mail.

Всегда давайте письму название – так вы сможете сэкономить время адресата и заинтересовать его. Хорошо продумайте содержание, проверьте текст на наличие ошибок. Пишите кратко и по существу, не лейте воду. Разделяйте сообщение на смысловые абзацы. Не злоупотребляйте шрифтами и цветами.

Получая от кого-то письмо, отправляйте в ответ короткое сообщение (например, «Благодарю»). Это нужно для того, чтобы ваш собеседник удостоверился: вы увидели и прочли его послание.

Не отсылайте в письме информацию слишком личного характера. В случае ее попадания в ненужные руки можете пострадать не только вы, но и другой человек, имеющий отношение к деликатному содержимому.

Если вы нуждаетесь в квалифицированном ответе, четко и по делу описывайте вашу проблему.

Подпись к письму должна напомнить читателю, кто ему написал, и сообщить, как с этим человеком (вами) при желании можно связаться.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И МЕССЕНДЖЕРЫ

Даже при неформальном общении не забывайте об обязательных словах приветствия, обращения, благодарности, прощания и пр.

Уважайте время свое и других людей. Прежде чем отправить сообщение или опубликовать комментарий, подумайте: а нуждаются ли в нём его потенциальные читатели? Не отнимаете ли вы время других людей зря?

Всегда оставайтесь вежливым, не опускайтесь до оскорблений, даже если вас кто-то настойчиво провоцирует. Возможно, эту цель грубиян и преследует.

Используйте смайлики, анимацию и графические изображения только там, где это уместно.

Не публикуйте ничего на чужой стене, даже открытки на день рождения – для этого существуют личные сообщения.

Не разжигайте конфликты и не ввязывайтесь в них. Помимо того, что это противоречит законам приличия, так может быть чревато административной или даже уголовной ответственностью.

Не отказывайте в помощи, если кто-то нуждается в ней. Речь не идет о переводе денег или чем-то подобном. Ответьте на вопрос, поделитесь полезной ссылкой, посоветуйте.

Если вы хотите обратиться к кому-то конкретному, указывайте имя этого человека в самом начале сообщения. На многих сайтах данный момент упрощает специально предусмотренная функция, позволяющая ответить на конкретное послание.

Не поучайте других – это может сильно оскорбить человека, находящегося по ту сторону экрана. Поделиться экспертным мнением можно в том случае, если у вас просят именно совета.

Есть очень важное правило общения в соцсетях: увидел пост – или поддержи, или пройди мимо. Пользователи публикуют свои мысли и фотографии ради удовольствия и общения, а не ради критики и негатива.

Вообще негативные комментарии – интересный момент. Многие обитатели форумов и соцсетей теряют свой человеческий облик не только в телесном, но и в нравственном плане: не задумываясь, хамят, оскорбляют и изображают из себя профессионалов высшего толка. К сожалению, происходит это оттого, что для большинства из них Интернет – единственное место, где они могут хоть каким-либо образом высказаться.

ОТ ОФФТОПА ДО ТРОЛЛИНГА

Термин «оффтоп» означает любое сообщение, выходящее за рамки обозначенной темы. То есть если в какой-то ветви идет обсуждение техники, не нужно пытаться высказать там свое мнение по поводу последнего футбольного матча и платья из новой коллекции. Это не одобряется модераторами, и вам могут запретить оставлять сообщения (забанить).

Этикет сетевого общения предписывает не распространять и «флуд» – бессмысленные комментарии типа «Круто!», «Жесть!», «Кайф!».

«Троллинг» – это написание грубых, противоречивых, провокационных сообщений, чтобы рассорить, оскорбить, разозлить участников обсуждения. Человек, который оставляет такие реплики (тролль), действует чаще всего скрыто и исключительно ради собственного удовольствия. Ему важен не результат, а сам процесс переписки и реакция людей на его заявления. Здесь важно сохранять хладнокровие и вежливость: даже если попали в неприятную ситуацию (беседу), выходите из нее первым, не поддавайтесь на провокации.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА В СЕТИ

Звонить по каналам видеосвязи можно, лишь предварительно предупредив об этом собеседника. Мало ли чем он мог заниматься, когда вы неожиданно решили вызвать его на видеообщение.

На сообщения, требующие обратной связи, желательно ответить в течение суток.

В Интернете не стоит разжигать межнациональные, межрассовые и прочие конфликты; употреблять ненормативную лексику, оскорблять людей и их чувства; делиться соображениями по поводу совершения незаконных действия или просить других поделиться такой информацией; публиковать личные письма людей, предварительно не получив их согласия на это; вести одновременно несколько разговоров.


Помните, общаясь в Сети, вы создаете свой виртуальный образ, который оценивают исключительно по вашим высказываниям. Уже поэтому не стоит пренебрегать правилами сетевого этикета. ■

По материалам из открытых источников