Льготы и преференции для туристического бизнеса в Беларуси. Обзор

Экономика и финансы
ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 года № 512 предусмотрено продление мер поддержки пострадавших отраслей в связи с эпидемиологической ситуацией, в том числе и туризма. Соответствующие изменения внесены в Указ от 24 апреля 2020 года № 143 «О поддержке экономики».

В частности, продлены:

– возможность предоставления налоговых льгот по платежам в местные бюджеты и арендной плате за земельные участки;

– мораторий на увеличение базовой арендной величины. Кроме того, изменениями предусмотрено:

– перенесение на первое полугодие 2021 года срока предоставления рассрочек погашения арендных платежей по отсрочкам, предоставленным во II и III кварталах 2020 года;

– предоставление новых отсрочек в первом полугодии 2021 года с рассрочкой погашения обязательств до конца 2021 года.

НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

Определенные послабления для турбизнеса предусмотрены подпунктом 1.32 пункта 1 статьи 118 Налогового кодекса Республики Беларусь. Так, определенные льготы и преференции касаются услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов; туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания и путешествий, в том числе в составе тура; услуг турагентов и туроператоров по организации комплексного туристического обслуживания, в том числе размещения и питания туристов; услуг, оказываемых в составе тура, по организации спортивных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных, культурно-зрелищных мероприятий в соответствии с программой туристического путешествия; информационных, прокатных, сопроводительных и других услуг.

ПРИДОРОЖНЫЙ СЕРВИС И ГОСГАРАНТИИ

Законодательно установлены меры по стимулированию развития объектов придорожного сервиса. Указом Президента от 15 мая 2008 года № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» предусмотрена возможность предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям кредитов для строительства и (или) реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до пяти лет по льготным ставкам.

Согласно Декрету Президента от 7 мая 2012 года № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» установлено, что при осуществлении деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности в отношении реализации товаров, работ, услуг собственного производства коммерческие организации Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели) в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства; налог на недвижимость.

Согласно Декрету Президента от 6 августа 2009 года № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» субъекты, осуществляющие инвестирование, в частности в туристические проекты, и заключившие с Республикой Беларусь инвестиционный договор, вправе воспользоваться предусмотренными этим Декретом налоговыми преференциями, а также с согласия Главы государства получить индивидуальную государственную поддержку.

Обращаем внимание, что для осуществления указанного анализа приведенных льгот считаем целесообразным воспользоваться порядком и методикой, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2019 года № 735 «Об оценке эффективности льгот по налогам, сборам (пошлинам)».

АГРОЭКОТУРИЗМ

Преференциальный режим налогообложения установлен применительно к сфере агроэкотуризма (Указ Президента от 9 октября 2017 года № 365, глава 39 Налогового кодекса Республики Беларусь).

В его рамках уплата сбора за осуществление деятельности в сфере агроэкотуризма (с 2021 года в размере двух базовых величин) заменяет собой все налоги, уплачиваемые по деятельности в сфере агроэкотуризма.

Распоряжение Президента от 13 июня 2017 года № 92рп «О согласовании предоставления земельных участков», в рамках которого на территории 6 районов области предоставляется 211 участков общей площадью 673,15 га (в том числе 100 в Браславском районе) без согласования с Главой государства.

Сфера также регламентируется Указами Президента от 4 февраля 2021 года № 40 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (внесение изменений в Указ Президента от 2 июня 2006 года № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» и от 9 октября 2017 года № 365 «О развитии агроэкотуризма»). В соответствии с последним, в частности, субъект агроэкотуризма вправе осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на территории двух агроэкоусадеб, соответствующих требованиям.

КРОМЕ ТОГО

В Беларуси готовится к 1-му чтению проект Закона о туризме, которым планируется усилить механизм защиты прав потребителей, пересмотреть объем ответственности турагента и туроператора перед туристом, ввести финансовые гарантии защиты прав потребителей.

Планируется создание специальных туристско-рекреационных парков, направленных на развитие перспективных районов области и акцентирование на внутренний туризм.

Прорабатывается механизм субсидирования внутренних туристических поездок (при Министерстве спорта и туризма Республики Беларусь создана рабочая группа). ■

По информации сектора спорта и туризма Браславского райисполкома