В Беларуси растет уровень киберпреступности

Новости
На фоне снижения общего числа совершенных в прошлом году преступлений в Беларуси наблюдался значительный рост незаконных действий в сфере высоких технологий.

Так, в Витебской области в 2020 году по сравнению с годом предыдущим увеличилось количество преступлений в сфере информационных технологий более чем в 2 раза. Рост данной категории преступлений произошел и в нашем районе. Анализируя расследуемые Браславским РОСК данные уголовные дела, можно сделать вывод, что потерпевшие не соблюдали элементарных мер по обеспечению безопасности своих картсчетов, сами же предоставляли необходимые реквизиты злоумышленникам, в результате чего их счета оставались пустыми.

Наиболее типичные ситуации злоупотребления доверием граждан следующие:

• Злоумышленник, используя сервис по подмене своего абонентского номера, осуществляет звонок на абонентский номер будущего потерпевшего или на этот же номер посредством интернет-приложения «Вайбер», где представляется специалистом службы безопасности банка, чтобы войти в полное доверие, обращается к собеседнику по его действительной фамилии, имени и отчеству и сообщает: «С вашего карт-счета мошенники пытаются похитить денежные средства на счета иностранных банков» или «Происходят сомнительные операции на вашем счету». Далее якобы в целях пресечения и блокировки таких операций и списаний средств «представитель службы безопасности банка» просит предоставить ему отдельные реквизиты банковской платежной карты либо паспортные данные, затем предлагает пользователю выслать код, который указан в пришедшем к тому времени в СМС-уведомлении на его мобильный телефон. После этого аферист вводит полученную информацию в действительный сайт банка, получая полный доступ к денежным средствам пользователя, и совершает их хищение. Во время общения мошенника с пользователем на фоне их разговора может быть искусственно воспроизведена звуковая обстановка, напоминающая реальную работу в отделениях банка (звук печатающего принтера, общение сотрудников банка между собой или с клиентами).

• Несанкционированный доступ к аккаунтам социальных сетей. В данном случае злоумышленник «взламывает» какой-нибудь из аккаунтов в социальных сетях, рассылает сообщения пользователям, находящимся в разделе «Друзья», с просьбой перевести денежные средства под различными предлогами, к примеру, одолжить на похороны родственника или друга.

Доверчивый гражданин предоставляет реквизиты своей банковской платежной карты, паспортные данные и в итоге коды, указанные в пришедших СМСуведомлениях из банка. Имея полученные сведения, мошенник запросто ворует деньги с чужого карт-счета. При этом злоумышленник в интернет-переписке может сообщить, что у него что-то не получается, и просит предоставить реквизиты паспортов и банковских платежных карт еще и родственников или друзей.

Когда потерпевший понимает, что он стал жертвой преступника, то последний, чтобы не раскрыть свои истинные намерения и продолжить хищения средств с чужих карт-счетов, в интернет-переписке «переводит стрелки» и жалуется, что у него также исчезли денежные средства. Потерпевший оказывается в полной растерянности с пустым карт-счетом.

Это самые распространенные формы хищения денежных средств киберпреступниками, противостоять которым следственным органам весьма сложно, так как похищенные средства сразу же неоднократно переводятся на виртуальные или реальные карты иностранных банков.


Чтобы не стать жертвой киберпреступников, следует соблюдать следующие правила:

• не предоставлять реквизиты банковских платежных карт и паспортов незнакомым лицам, в том числе тем, которые в ходе телефонного разговора либо интернет-переписки представляются работниками различных организаций и предприятий;

• отклонять телефонные и интернетзвонки с неизвестных абонентских номеров зарубежных стран;

• проводить регулярный мониторинг выполненных расходных операций;

• использовать сложные пароли при входе в интернет-банкинг и другие интернет-приложения. Если же знакомому собеседнику нужна реальная финансовая помощь, необходимо убедиться в этом с его же слов во время как минимум телефонного разговора.


В ином случае в один момент можно лишиться денег, которые человек копил на покупку недвижимости, автомобиля или собирал средства для дорогостоящего медицинского лечения. ■

Михаил СТРЕЛЬЧЕНОК, старший следователь РО Следственного комитета