Дорожный сбор в Беларуси: какие нам предлагают нововведения

Главное
В Беларуси отмечается снижение количества транспортных средств, предоставляемых на диагностические станции для прохождения государственного технического осмотра и получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Такую информацию недавно озвучило УП «Белтехосмотр». Тем временем эта обязанность закреплена статьей 33 закона «О дорожном движении».
ЦИФРЫ НЕ РАДУЮТ

«За 11 месяцев текущего года в стране выдано 674 568 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 36,8% меньше, чем за аналогичный период 2019 года», – рассказали на предприятии. Для сравнения, в 2015 году было выдано 1 705 640 разрешений. С тех пор каждый год отмечалось снижение их количества.

На этом фоне дорожный сбор все-таки хотят отвязать от процедуры техосмотра, но включать его в стоимость топлива посчитали нецелесообразным. По крайней мере такие выводы можно сделать по итогам совещания постоянных комиссий Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи и по бюджету и финансам, которое было посвящено озвученной выше проблеме.

ЧТО ПЛАНИРУЕТСЯ

Депутаты и правительство посчитали, что наиболее приемлемым будет такой вариант: отменить госпошлину и ввести вместо нее плату за пользование дорогами и отдельными элементами улично-дорожной сети. Она будет взиматься независимо от техосмотра. Предполагается, что платить можно будет дифференцированно – за месяц, несколько месяцев, год или два.

Более того, для физлиц ежемесячные ставки хотят снизить на 10 % по сравнению с действующими размерами платы, если платишь за год и больше – скидка будет 20 %. Для организаций также предлагают снижение действующих ставок на 20%. Для ветеранов ВОВ и инвалидов будут льготные условия. Платить возможно через ЕРИП. Контролировать ситуацию, скорее всего, будут с помощью систем фото- и видеофиксации.

КАКИМ БУДЕТ НАКАЗАНИЕ

Одна из главных предложенных новаций – значительно увеличить штраф за невнесение дорожного сбора. Сегодня это максимум 3 базовые величины (1 БВ – Br27). Согласно новым подходам, размер штрафа будет равным двукратной годовой ставке дорожного сбора. При уплате этой суммы физлицо на год освободят от внесения этой платы. Получается, что одна годовая ставка сбора – это непосредственно его оплата, еще одна – штрафная санкция.

Тем временем ГАИ обращает внимание, что взимание повышенной платы за невнесение сбора не должно трансформироваться в административную ответственность, это должен быть гражданско-правовой механизм. «Мы не знаем, заметят ли люди, что им разрешили платить по месяцам. Но уверены: они заметят, что увеличили штрафы за неуплату», – отмечают в ведомстве.

Есть вопросы и к системе контроля за уплатой дорожного сбора. «Это должно происходить в автоматическом режиме. Госавтоинспекция максимально настроена на то, чтобы присутствие инспектора на дороге связывалось не с применением административных санкций, а с оказанием помощи участникам дорожного движения», – подчеркивают в ГАИ. По мнению правоохранителей, природа этого платежа – налоговая, поэтому непонятно, почему его администрированием должно заниматься МВД.

КОГДА ВВЕДУТ НОВЫЕ ПРАВИЛА

Новый механизм предлагалось ввести с 1 января 2021 года. Вместе с тем пока нет ясной картины по некоторым ключевым вопросам, например, кто будет контролировать уплату сбора и как будет работать система штрафов. Не исключается, что заниматься этим обяжут Транспортную инспекцию Минтранса.

Возможный компромисс – установить новые правила с 1 апреля 2021 года, а систему контроля за уплатой сбора наладить в более поздние сроки. ■

По материалам БелТА, подготовил Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ