Когда переходить на зимнюю резину и какую выбрать? Рассказываем

Актуальное Спрашивайте-отвечаем
На календаре ноябрь, прогноз погоды уже не удивляет возможным снегопадом, а в шиномонтажных мастерских нет-нет да и возникают очереди из желающих «обуть» свои автомобили по сезону. Всё это означает, что о смене летней резины на зимнюю следует задуматься и тем автовладельцам, кто до сих пор этого не сделал.
КОГДА ЛУЧШЕ «ПЕРЕОБУВАТЬСЯ»?

Специалисты рекомендуют использовать зимние шины при среднесуточной температуре воздуха ниже 7 градусов. Дело в том, что летняя резина имеет другой состав смеси, менее подверженный высоким температурам. Проще говоря, такие шины не «плывут» в теплую погоду, стабильно цепляясь за дорожное полотно. Но они «дубеют» при низких температурах, не обеспечивая должного сцепления. Зимняя же резина более мягкая и менее восприимчива к холоду.

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОН?

Пункт 207-1 ПДД Беларуси гласит, что зимняя резина должна быть установлена на автомобиль не позже 1 декабря и находиться на нём до 1 марта, причем на всех колесах, а не только на ведущих.

Это относится к легковому и грузопассажирскому транспорту, а также автобусам массой до 5 тонн. Во всех случаях речь идет о технически допустимой общей массе, то есть максимальной, установленной производителем (с грузом, водителем и пассажирами).

За использование летних шин зимой предусмотрена административная ответственность по статье 18.12 КоАП Республики Беларусь — нарушение правил эксплуатации транспортного средства: в первый раз виновнику грозит предупреждение либо штраф до 1 базовой величины; за повторное такое правонарушение, совершенное в течение одного года, можно заплатить уже от 2 до 5 базовых; совершение ДТП на автомобиле, оборудованном резиной не по сезону, повлекшее причинение легкого телесного повреждения или повреждение имущества, чревато штрафом в размере от 3 до 30 базовых величин или лишением права управления транспортным средством сроком до 2 лет.

За езду на изношенных шинах также предусмотрена административная ответственность: если высота рисунка протектора менее 4 миллиметров, водитель может получить предупреждение либо штраф в размере 1 базовой величины.

КАКИЕ ШИНЫ СЧИТАЮТСЯ ЗИМНИМИ?

Летние шины (без маркировки М&S; (с английского — грязь и снег) могут использоваться с марта по ноябрь. Зимние ошипованные шины (с маркировкой М&S либо значок снежинки) — с сентября по май. Зимние неошипованные шины (с маркировкой М&S либо значок снежинки) могут использоваться круглый год. Вместе с тем желающих сэкономить специалисты предупреждают: зимние шины летом не только хуже держат дорогу, но и быстрее изнашиваются. Единственное их разумное применение — на мокром бездорожье. Но и в этом случае лучше «разориться» на грязевую резину с маркировкой МТ (грязь и земля) или хотя бы AT (любое покрытие).

С ШИПАМИ ИЛИ БЕЗ?

Комплекты зимней резины делятся на две условные категории — шипованные и нешипованные. Чтобы понять, какому варианту отдать предпочтение, надо проанализировать область применения машины. Если большую часть времени авто проводит, передвигаясь по асфальту, укатанному снегу или снежной каше с примесью реагентов, то следует выбрать фрикционные «липучки». Если же в основном под колесами машины оказывается лед или рыхлый снег, то, когда вы меняете летнюю резину на зимнюю, стоит задуматься об установке колес с шипами.

ОТДЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ ИЛИ ЕЖЕГОДНЫЙ МОНТАЖ?

Много споров вызывает вопрос, что лучше: иметь колеса в сборе или каждый сезон осуществлять шиномонтаж? Мол, шинам это вредит. В теории так: дешевле и проще менять колеса в сборе, когда шина смонтирована на диск. Практика же показывает, что ничего криминального с шинами не происходит и при их регулярном снятии и установке на колесо.

ГДЕ «ПЕРЕОБУТЬСЯ» И СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ?

В Браславском районе шиномонтажными работами занимаются как минимум пять специализированных мастерских. При желании можно найти и солидный сервис, где колеса не только смонтируют и отбалансируют, но и вымоют, и так называемых «гаражных» мастеров. Цены примерно одинаковы: шиномонтаж на одном колесе, включающий снятие/установку на автомобиль, демонтаж/монтаж покрышки и балансировку, обойдется автовладельцу где-то в 8 – 10 рублей. Следовательно, чтобы «переобуть» всю машину, понадобится сумма, эквивалентная примерно сорока рублям. Если возникнет необходимость в ремонте шины или диска, стоимость работ, естественно, вырастет еще. ■

Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ