Не попадитесь на удочку! Узнали о новом способе мошенничества и рассказываем, как с ним бороться

Безопасность
Новая волна виртуального мошенничества захлестывает республику, область и наш район в том числе. От знакомых то там, то здесь вновь слышу: звонили, представляясь сотрудниками головного банка по поводу якобы осуществляющегося большого списания денег и просили подтвердить перевод с банковской карты или же оплату крупной покупки в интернет-магазине. Если люди отрицают данные операции, им предлагают отменить оплату, предварительно расспросив о номере карты, личных паспортных данных и тому подобное. После того, как мошенники добывают необходимую информацию, они производят списание денег со счета. И… вуаля.

Я не единожды писала о данной проблеме, разбираясь во всех ее нюансах, и считала себя довольно подкованной в этой теме. Но стоит признаться, мошенники настолько профессионально воздействуют на психику, что с легкостью овладевают сознанием человека, находящегося на том конце провода. Примерно год назад мне уже звонили и разными способами пытались узнать информацию, связанную с моей банковской картой: где и когда в последний раз расплачивалась, какая была сумма и т. д. И если в прошлый раз я довольно легко разговаривала с ними, давала ложную информацию ради интереса и легко в какой-то момент прекратила общение, сказав собеседникам, что подозреваю их в мошенничестве, то недавний звонок, честно говоря, и меня заставил засомневаться.

Нет, развести меня на деньги им не удалось. Во-первых, буквально за несколько дней перед звонком слышала от браславчан, что злоумышленники активизировались и «бомбят» местных жителей звонками, пытаясь выманить деньги. Поэтому была готова к телефонной встрече с ними. Во-вторых, у меня был опыт общения и я считала, что обмануть меня тяжело.

Звонок мошенника застал меня в дороге. Первое, что смутило, и, думаю, это должно быть сигналом для любого — номер телефона звонящего: он начинался на +070 (опережая события, расскажу, что этот же человек перезванивал мне трижды подряд и каждый раз его номер был разным и ни разу не совпадал с белорусским кодом +375).

Уже подозревая, что это злоумышленник, я взяла трубку, дабы узнать, какие сейчас схемы используют аферисты. Приятный мужской голос представился сотрудником головного банка, что только утвердило мое предположение. Он сразу же спросил, пользуюсь ли я услугами одного из крупнейших интернет-магазинов, где продаются товары из Китая. Ответила «да», уже понимая, что помогаю получить доступ к информации о моем счете. Далее у меня спросили, делала ли я покупку в этом магазине на сумму 155 рублей. Услышав отрицательный ответ, «оператор банка» любезно предложил мне отменить эту операцию, для чего попросил назвать паспортные данные. Мне хотелось идти дальше, но я побоялась, что уже их может быть достаточно, чтобы опустошить мой кошелек. Поэтому отказалась. Сказала, что не даю такую информацию по телефону. Он возмутился и ответил, что в таком случае с моего счета сейчас снимут деньги. В его голосе слышались нотки негодования. Однако, прежде чем положить трубку, я пошла по накатанной схеме и сказала, что опасаюсь общаться с мошенниками (обычно это работало: абонент не перезванивал, а оператор говорил, что такого номера не существует). На этот раз не прокатило… Тут же снова раздался звонок с другого номера, но голос был тот же: «Ольга, не бросайте трубку, — говорил уже на слегка повышенных тонах, — в противном случае мы проведем эту операцию и вы через 5 минут получите СМС с информацией о прохождении платежа». Слегка засомневалась… Далее он стал убеждать меня в необходимости дать ему нужные сведения. Я снова положила трубку. Звонок повторился. Мужчина теперь сменил гнев на милость и стал аккуратно узнавать, какая у меня карта, где расплачивалась ей в последний раз, какая примерно сумма хранится на счете. И только в этот раз, когда я твердо сказала «нет», мне не перезвонили.

Конечно же, никаких списаний не произошло, но баланс в этот день был проверен мной не один раз.

Рассказала я эту историю для примера, чтобы в будущем наши читатели никогда не попались на подобную удочку. «Наживку» мошенники периодически меняют, но суть обмана остается той же: любыми способами узнать от вас нужные для хищения денег сведения.

Зоя СМИРНОВА, директор ЦБУ № 205 ОАО «АСБ Беларусбанк»:

— Действительно, наш консультант Ирина рассказывает, что на минувшей неделе каждый день подходило по несколько человек, которые просили проверить их карт-счета и остаток на них. У некоторых на самом деле пропадала энная сумма денег. Посетители рассказывали, что им звонили якобы сотрудники банка и узнавали реквизиты карточки, они же в свою очередь делились конфиденциальной информацией.

Хочу в который раз предупредить всех наших клиентов, что ни при каких условиях нельзя предоставлять информацию о паролях, пин-кодах и другие сведения о своей банковской карте третьим лицам. И хочу, чтобы все знали: сотрудники банка никогда не спрашивают у клиентов данные по телефону, они имеются в нашей базе — и номера карточек, и срок их действия, и логины, и паспортные данные тоже. Запомните, что пин-код знаете только вы и передавать его никому нельзя!

Если же клиент самостоятельно сообщил реквизиты, то банковское учреждение ответственности за это не несет.

Александр АТРАШКЕВИЧ, старший оперуполномоченный уголовного розыска РОВД:

— В последние годы случаи краж денежных средств с банковских карт не редкость. Например, в текущем в милицию обратились 17 обманутых браславчан, ущерб составил 8 441 рубль. Причем пятеро из них лишились денег, утеряв банковскую карту или передав ее другу-собутыльнику, а вот 12 сообщили разными способами (в соцсети, по телефону, через приложение или перейдя по ссылке на фейковый сайт) свои данные. Такие дела с хищением виртуальных денежных средств раскрываются очень сложно. Поэтому для всех есть один простой совет: никому и ни при каких условиях не раскрывайте реквизиты своей банковской карты, не фотографируйте ее и не давайте в руки, ведь на обратной стороне есть цифры, которые, как и пинкод, никто не должен знать. ■

Ольга ПОТАПОВИЧ